Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

МАКСИМ САЧКОВ

Старье беремКуда пристроить убитый аккумулятор? А отработанное масло с использованным фильтром? Или "лысые" шины? Большинство из нас назовет один адрес - мусорный бак, что рядом с домом или гаражом. И это - в лучшем случае. Есть ведь еще пустыри, полоса отчуждения вдоль железных дорог...

Стоп! Давайте потратим время на поиски более цивилизованного варианта. Здесь вполне подошел бы какой-то призыв, например: "Сохраним двор чистым!" или "Подумаем о здоровье своих близких"... Впрочем, если вы дочитали до этого места, значит, не надо объяснять, зачем это нужно.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. НЕ ВЫХОДЯ ИЗ КАБИНЕТА

Старый аккумулятор, скончавшийся в конце зимы, нашел в гараже. Рядом оказалась и пятилитровая канистра с отработанным маслом. Заодно освободил соседа от двух уезженных шин, которые из-за лени хозяина еще не на помойке.

Не исключено, размечтался я, что-либо получить за этот набор. Отказываться от честно заработанных денег не стану - не корысти ради, а эксперимента для.

Итак, начну с одного из чудес ХХ века - Интернета. До сайта "Экологический проект по утилизации аккумуляторных батарей" добрался быстро. Общая информация, правовые документы, конференция, лозунги... и (ура!) координаты приемных пунктов. Так просто?

Набираю первый телефон - фирмы "Ран-Металл": работает только с юридическими лицами. Правда, вежливая барышня охотно назвала пару адресов, где должны принять аккумулятор. Вот только телефонов у этих контор нет - утилизация без цивилизации. Интересно! Записав координаты, иду дальше по списку. Звонки и длительные прогулки по Всемирной паутине положительных результатов не приносят. Брать аккумулятор у "частника" никто не хочет.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

ВЕСТИ С КОЛЕС

Старье беремЕдинственной зацепкой остаются адреса приемных пунктов - тех самых, где не было телефонов. Предположения о "недошедшей цивилизации" оказались совсем не далеки от истины. У входа в подвал жилой пятиэтажки два колоритных гражданина усердно доламывали остатки электромотора. Крутая лестница привела в обычный пункт приема цветных металлов, отлично сохранивший колорит эпохи накопления первоначального капитала.

Аккумуляторы здесь временно не принимали. Зато на второй "точке", как две капли воды похожей на первую, дело вроде бы сдвинулось с места: за аккумулятор пообещали даже 10 рублей! Но обрадовался рано - батарею принимают без электролита. И куда же его слить? Газон, канализационный люк и унитаз по понятным причинам отпадали. К тому же 10 рублей явно не возместят ущерба, который рискуешь нанести брюкам.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. О ПОЛЬЗЕ СОВЕЩАНИЙ

А не кинуть ли клич в интернетовскую конференцию? Пока ее участники раскачивались, я продолжал путешествие по электронным и бумажным объявлениям в поисках хоть намека на прием автомобильного вторсырья. Вспомнил, что пару лет назад в нескольких автосервисах принимали отработанное масло. Его даже использовали как топливо для печек, обогревающих небольшие помещения. Найти концы не удалось.

Наткнувшись на сеть мастерских, занятых только заменой масла, оседлал машину. Авось возьмут жалкие пять литров отработки! Размечтался - здесь утилизируют лишь только что слитую смазку. Работа - бесплатная, если расходные материалы куплены здесь же. Цены - божеские, но все-таки выше, чем в магазинах. В принципе удобно, но мне-то нужно сдать уже слитое масло.

По дороге притормозил у нарядного шиномонтажа, где рассчитывал оставить покрышки. Нет, лишь переобувают, а вторсырье забирайте с собой. Опять неудача! К вечеру "конфереи" скинули несколько ссылок, но рабочий день закончился, и не только у меня.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИЗБАВЛЕНИЕ

Старье беремНадежда цивилизованно расстаться с автомобильным старьем таяла на глазах. Утренние телефонные звонки не дали результатов. И тут почти неожиданно возник Комбинат экологического обслуживания. Оказывается, в столице есть-таки организация, имеющая соглашения с некоторыми сервисными станциями, куда можно обратиться, чтобы сдать аккумулятор, масло и даже шины. Записав адреса этих станций, сразу же отправился на поиски.

На первой же - она занята обслуживанием автомобилей "Мерседес-Бенц" (!) - моя батарея через несколько минут перекочевала из багажника "четверки" на склад. Такого удачного расклада я не ожидал! С канистрой масла все было так же просто. И шины приняли, но попросили по 20 рублей за штуку. Посчитал, что недорого и вполне оправданно - нас же не удивляет ежемесячная оплата вывоза мусора со двора. Итак, багажник пуст, задача выполнена.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. ИТОГИ СТРАНСТВИЙ

Выходит, Цивилизованно избавиться от старого аккумулятора, "лысых" покрышек и отработки в столице все же можно. Конечно, идеальным было бы другое: каждая станция, куда обращаются для замены масла, аккумулятора, шин и т. д., забирает это "добро" и централизованно реализует. Но до этого мы еще не дожили и неизвестно, доживем ли. Пока же считаем за благо, если после трех дней поисков находим нужный нам пункт.

Назвать такое положение допустимым - язык не поворачивается. В городе, где более двух с половиной миллионов автомобилей, не я должен искать пункты приема автомобильной "макулатуры", а они меня. Звать, предлагать свои услуги. Эта процедура должна быть не только обязательной, но и... модной. Сегодня в мире экологически чистые технологии - предмет особой заботы государств, правительств, бизнеса наконец. Мы же пытаемся на них равняться, предпочитая, например, "продвинутые" импортные автомобили.

Станции, принимающие вторсырье, помимо всего прочего, должны внятно рекламировать цивилизованные экологические услуги, и сеть их "приемных пунктов" должна постоянно расти. Первую скрипку в этом концерте обязано играть государство, поскольку речь идет о сфере нашего обитания, о здоровье и жизни, если хотите. Без его поддержки на законодательном уровне призывы утилизировать автомобильное вторсырье останутся словесами и на поиски пунктов приема старых батарей и шин у сознательных автолюбителей как и сегодня будут уходить дни. А остальные по-прежнему будут "утилизировать" старье во дворах, на пустырях, в придорожных канавах...

ИХ НРАВЫ

Словенский завод ТАВ (торговые марки ТАВ и Topla) по производству аккумуляторных батарей первоначально использовал свинец, добываемый на местном горном руднике, открытом еще 350 лет назад. После истощения запасов пришлось искать новые источники сырья. Основным стала переработка старых аккумуляторов. Владелец авто, приехавший на СТО заменить отслужившую свое батарею, получает скидку при покупке новой - около 3 евро. Когда набирается контейнер старых батарей, приезжает "каблучок" с завода ТАВ и забирает его.

Всего 15 рабочих расположенного в живописнейшем предгорье предприятия "дают стране" около 30 000 т вторичного свинца (докупать приходится всего 5000 т), кстати, считающегося лучшим сырьем. Завод уже практически "съел" все аккумуляторы словенских автомобилистов и ищет партнеров в России.

Журнал "За рулем", октябрь 2003 года.

Оригинал статьи - на официальном сайте журнала "За рулем".

Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи