Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

ФЕДОР БОРИСОВ

Тема утилизации отходов, образующихся от эксплуатации и обслуживания автомобилей, для сферы автосервиса давно уже переросла из актуальной в важнейшую. И потому мы начинаем публикацию материалов, посвященных этой проблеме.


Сбор отходов –  продолжение цикла производства товаров.
Объективно объем рынка  отходов, образующихся в сфере  автомобильного транспорта, определяется всей  массой товарной продукции, поступающей в сферу производства и потребления как на этапе  изготовления  автомобилей, так и в процессе их технического обслуживания и эксплуатации.
Однако если система распределения товаров,  в данном случае автомобилей и всего, что так или иначе связано с их деятельностью,  отлажена до мелочей, то  сбор отходов, являющийся ее зеркальным отражением, практически не налажен вовсе. И это несмотря на то, что в настоящее время в России  уже создана серьезная правовая база в этой сфере,  предусматривающая жесткий  контроль и ответственность за нарушения.  Кроме того, начинаются робкие попытки формирования механизмов обращения с опасными отходами, причем на региональном уровне и в «инициативном порядке», зачастую вне (или «без») федеральной концепции. По умолчанию принимается, что   меры государственной поддержки и экономического стимулирования будут разработаны в  какой-то обозримой  перспективе.

Сбор  или добыча?

Отходы автомобильного транспорта – заметный сегмент в общей совокупности отходов, и степень проявления их опасности существенно связана с организацией системы сбора. По сути, раздельный сбор опасных отходов во многом аналогичен  работе добывающей промышленности.
Эту концепцию можно проиллюстрировать на примере работ, проводимых компанией «Комбинат  экологического  обслуживания» в рамках Московской городской программы «Авторециклинг».
Первый этап – «разведка». Применительно к той совокупности отходов, сбор и утилизация которых для нас особенно актуальны  (Отработанные масла, Изношенные покрышки, Отслужившие свой срок аккумуляторы, Утильные пластмассы и  металл и прочее) этот этап  подразумевает выделение совокупности пользователей, у которых  образуются такие отходы, а также согласование условий их сбора, вывоза и утилизации.
Второй этап – построение «добывающей» инфраструктуры и собственно «добыча».  В нашем случае это  приобретение или изготовление необходимого оборудования, его размещение и «встраивание»  в систему экологической безопасности, сортировка отходов и их первичное накопление. Компания «Комбинат  экологического  обслуживания»  одно из главных направления своей работы видит в Создание и оборудование мест первичного накопления отходов. Разработаны и специально изготовлены различные емкости для сбора отходов масел и технических жидкостей и поддоны для транспортировки этих емкостей.  Для любого клиента может быть найдено комплексное  индивидуальное решение, обеспечивающее наиболее полное решение проблемы удаления отходов (включая, например, установку специальных фильтров, маслоприемников, маслопроводов и насосов).   Первичное накопление отработавших аккумуляторов обеспечивается кислотостойкими поддонами и контейнерами,  снабженными маркировкой, определяющей варианты использования и порядок сбора отходов. Имеются и оптимальные решения  и для сбора отходов, содержащих лакокрасочные загрязнения, пластмассы и промасленные материалы.
 Третий   этап – транспортирование к местам переработки (утилизации).  Самое  простое звено, требующее  лишь наличия специализированной техники, обеспечивающей соблюдение действующих норм безопасности при обращении с отходами. Однако отечественный рынок не может предложить практически ни одного образца специальной техники современного уровня для раздельного  сбора опасных жидких отходов. Стыдно сказать – но и сегодня большинство жидких отходов собирается с помощью примитивных ассенизаторских автомобилей, конструкция которых весьма незначительно изменилась с 1946 года.  Охлаждающие жидкости и растворители чаще всего направляются на недопустимую сегодня термическую переработку лишь потому, что раздельно собирать и транспортировать их нет технической возможности.  Осадок из очистных сооружений автомоек  зимой зачастую не удаляется, поскольку предназначенная для этого техника при отрицательных температурах не работает.

Работа над ошибками

Анализ отечественного и зарубежного опыта обращения с опасными отходами показывает, что система сбора – ключевой элемент экологически безопасных технологий утилизации.
На сегодняшний день в рамках Московской городской программы «Авторециклинг»  отработаны подходы, позволяющие найти готовое решение  по сбору и утилизации любого  типа отходов и предложить  выгодный  вариант для любого клиента. Наличие инфраструктуры сбора, наличие объемов реально собираемых отходов – объективные факторы появления и реальный стимул развития перерабатывающих мощностей. И наоборот, появление перерабатывающих мощностей, не адекватных имеющейся системе сбора отходов,   часто становится  либо непреодолимым препятствием для их развития, либо объективным фактором деградации и разрушения рынка обращения с отходами.
Так, например, прежде чем инвестировать $ 80 000 000  в строительство на территории Германии одного из крупнейших в мире заводов по переработке отработанных масел,  американская компания PURALUB приобрела крупнейшего немецкого сборщика данного вида отходов, чтобы  заведомо обеспечить не менее чем 50-процентную  загрузку производства. В результате реализации подобного подхода появление перерабатывающего завода позволило сохранить рынок сбора отходов, который на этот момент обеспечивал 100-процентный входной контроль принимаемых отработанных масел, высокую динамику развития инфраструктуры сбора (транспортного парка и системы распределенных по стране хранилищ), положительную динамику объемов  сбора  отработанных масел и высокую производственную и экологическую культуру обращения с отходами.
Указанные положительные тенденции рынка были обеспечены за счет высокой платы природопользователей за сдаваемые отходы ($ 60-90 м3 отработанных масел) и категорическим запретом сжигания отработанных масел вне специальных центров термической утилизации.
Аналогично, учитывая объективные тенденции развития российского рынка сбора отработанных масел, действовал и «Рязанский экологический комбинат», что позволило ему в предельно короткий срок выйти на практически полную загрузку  мощностей предприятия.
Однако есть и другие примеры. Так, в 2003 году в Подмосковье появился ультрасовременный производственный комплекс по переработке пластмасс. Пройдя пусконаладочный этап, завод разорился, оказавшись практически полностью без сырьевого обеспечения.
Чеховский регенератный завод – одно из старейших предприятий  по переработке изношенных автомобильных шин. Несколько лет назад завод, не имея четко выстроенной системы сбора отходов и ощущая существенный дефицит сырья (производство было загружено на 20-30%, притом, что в России собирается не более 5% утильной авторезины), пытался  ликвидировать сырьевой дефицит,  постоянно повышая плату сдатчикам авторезины за поставляемые отходы. Это привело к полному коллапсу и банкротству предприятия в 2004 году: завод не имел возможности не только осуществлять техническое перевооружение, но и поддерживать имеющийся парк оборудования в надлежащем состоянии.
Новое руководство завода ввело и неуклонно повышает плату за сдаваемые отходы со стороны природопользователей, что, как показала практика, не снизило  объема сдаваемых отходов, а полученные средства  пошли на техническое перевооружение завода и построение более адекватной системы сбора отходов.
А вот еще пример. В 2004 году в Москве начал функционировать крупный завод по переработке масел, который строился с 1996 года. Не сумев создать за период строительства адекватной системы сбора отработанных масел, предприятие сделало ключевым элементом своей сырьевой политики ценовую интервенцию. Что из этого вышло? Увеличив за полтора года закупочную цену более чем в 10 раз, предприятие не получило увеличения объемов сбора даже в 1,5 раза! А рынок  отреагировал на изменение идеологии обращения с названным видом отходов совершенно однозначно. Заметно ухудшилось качество сдаваемых отработанных масел. В погоне за объемами природопользователи стали все чаще  сливать в отработанное масло растворители, антифризы и просто воду. Что, понятно,  отрицательно сказалось на экологических показателях переработки отхода и увеличило  энергозатраты на эту переработку.

Ключевой элемент

Анализ отечественного и зарубежного опыта обращения с опасными отходами показывает, что система сбора – ключевой элемент экологически безопасных технологий утилизации. Если есть система сбора отходов, если есть гарантированные  их объемы, подлежащие переработке, обязательно появляются и эффективно развиваются адекватные производственные мощности. Но если «телега находится впереди лошади» и перерабатывающие мощности ставятся во главу угла, то, в лучшем случае, это приводит к огромным экономическим потерям.  Это тупиковый путь, грозящий разорением.  В худшем же случае функционирование подобного предприятия имеет мало общего с целями улучшения экологической ситуации.
 Совершенно очевидно,  что система раздельного сбора отходов, в том числе, конечно,  и отходов автотранспортной инфраструктуры, должна быть обязательной  и ключевой составляющей  государственной политики в области охраны окружающей среды. Исключительно рыночные отношения в организации переработки отходов при отсутствии государственного управления и стимулирования в системе их сбора  не позволят эффективно решать глобальные задачи, стоящие в области экологии.
В сфере государственного управления (именно управления, а не тотального контроля) в обращении с опасными отходами у России  имеются колоссальные неиспользованные ресурсы.  И оттого, как  они будут использованы, зависит тот вариант, по которому  станет  дальше развиваться ситуация. Можно  спрогнозировать, по крайней мере, два возможных сценария.  Назовем их условно  «европейским»  и «азиатским».
Азиатский сценарий предполагает приоритет простых решений. Например: «сжечь все, что горит, и закопать все, что не горит». Объективно это ставит непреодолимый барьер на пути развития передовых технологий  в области утилизации отходов.  А жесткий контроль при отсутствии государственных механизмов  финансового регулирования  приводит к торжеству концепции «проще откупиться, чем выполнить». По этому пути мы двигались достаточно долго. Дальше так продолжаться не может.
Европейский сценарий характеризуется приоритетом переработки отходов над их сжиганием, приоритетом сжигания отходов над их захоронением, реализацией строго регламентированных процедур документального подтверждения движения отходов взамен попыток тотального многоуровневого контроля, государственным финансовым стимулированием отрасли раздельного сбора и переработки отходов и финансового участия производителей в реализации процедур утилизации отслуживших свой срок товаров.

Выводы

Если попытаться на основе всего изложенного выстроить логику выводов, то они могут выглядеть следующим образом.
- Сбор опасных отходов – это самостоятельная отрасль производства, во многом определяющая направление и динамику развития перерабатывающих мощностей.
- Развитие отрасли дифференцированного сбора опасных отходов – это реальный шаг к увеличению вторичной переработки отходов, к сокращению  сжигания отходов и, следовательно, снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
- Государственная экологическая политика должна предусматривать стимулирование развития технологий раздельного сбора опасных отходов.
- Бизнес-сообщество может и должно способствовать решению проблемы отходов, принимая участие в утилизации  выходящих из использования товаров, произведенных им, как это следует из европейской концепции ответственности производителя и (или)  поставщика.

Журнал "Правильный автосервис", июнь 2006 года.

Оригинал статьи на официальном сайте журнала.

Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи