Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

ФЕДОР БОРИСОВ

Вопросы утилизации все настойчивее затрагивают все стороны  производства и потребления.  Их можно до поры до времени не замечать, можно закрывать глаза на проблемы – но рано или поздно  они все равно напомнят о себе и потребуют решения.  Так не лучше ли сделать это пораньше? Так ведь точно  будет дешевле!

Именно такого рода  проблема подкралась с той стороны, откуда ее долго никто не хотел замечать  – со стороны  покрасочной деятельности автосервисов.
– А в чем, собственно, проблема? – скажет непосвященный  в ее тонкости  начинающий сервисмен, – ну, какие тут могут быть отходы?
Увы, все не так просто.
Пока красили под пленкой, отгоняя ос, не было иных отходов, кроме обтирочной ветоши и баночек из-под краски. Но времена всеобщей простоты прошли. С приходом современных ремонтных технологий неизбежными стали окрасочно-сушильные  камеры: новые автомобили потребовали нового качества работ. Понятно, соответственно росту объемов  использованных материалов выросли и объемы отходов.
Какие же это отходы?
В первую очередь, прежние бумага и обтирочная ветошь – все то, что используется. Наконец, «новый» мусор – пленки и скотчи, применяемые при обклейке автомобиля и подготовке поверхности к покраске. На любом ремонтном участке. Плюс емкости от краски, грунтов, шпатлевок, разбавителей и растворителей, пластиковые и металлические. С этими материалами все довольно просто. Все, что может быть расценено как бытовой мусор, собирается в отдельные контейнеры, которые вывозятся на мусоросжигательные заводы и, как говорят специалисты, «подвергаются термической обработке», что в переводе на общечеловеческий язык обозначает «сжигаются». Или, как жесть банок, в идеале пускать на вторичную переработку.
Можно отметить ряд потенциальных проблем со всевозможными полиэтиленовыми пленками, теми самыми, которые применяются для защиты частей автомобиля, не подлежащих окраске.  Если пленки попадают в бытовой мусор, то они чаще всего оказывается на загородных полигонах, проще говоря – на свалках.  Там пленку по идее принимать не должны, запрещено, потому что она не разлагается и остается в земле вечным укором нам и напоминанием о нас будущим археологам. Но что такое запрещено? Это значит, по мнению многих, что надо дать денег. Или готовый пакет с мусором «подбросить» в контейнер у дома. Пусть мучаются городские службы.
Но и совсем по-честному, перспективы у этого материала в смысле переработки самые туманные. Объемы малы, накапливать неинтересно, придумывать новые технологии переработки нерентабельно. Остается присоединять пленки к ветоши и бумаге и  вывозить на мусоросжигательные заводы. Самый простой и пока единственно разумный путь.
Еще одна категория отходов – всякие растворители, разбавители и смывки. Сюда же примыкают антифризы и тормозные жидкости.
Еще года два назад, по данным экологов,  эти компоненты на станциях техобслуживания просто сливали в  отработанное масло  (это составляло примерно 3…5% от объема последнего) и сдавали вместе с маслом на переработку. Но  буквально  с прошлого года объемная составляющая  растворителей существенно выросла и стала  заметно ухудшать переработку масла. Органы природопользования  ужесточили свою политику и стали требовать, чтобы растворители собирались  и сдавались отдельно.  Надо думать, с ними были солидарны предприятия, принимающие на переработку масла. Ведь кубометр «отработки» стоит до 1500 рублей. А платить за то, что обработке почти не подлежит, – кому интересно?
Ситуация пока в тупике. Технологий переработки этих компонентов нет. Да и объемы их слишком малы, чтобы под них такие технологии разрабатывать. А сжигать – расточительно  и в принципе неправильно. Тем не менее пока   официально существует  только один способ утилизации технических жидкостей – сжигание. Впрочем, мы говорим о российской практике. В Европе есть сильные наработки, которые появятся и у нас. 
Самым же массовым отходом от деятельности  сервисов по окраске автомобилей остаются   так называемые фильтрующие загрузки окрасочных камер – сухие осадки лакокрасочных материалов и их пыли, а также сами фильтрующие элементы.
Собирать их и утилизировать – дело, с одной стороны, крайне необходимое, с другой – очень трудоемкое и неприятное. Не заниматься им нельзя – утонешь в отходах. Заниматься же и не выгодно, и хлопотно. А приходится. Отходы с трудом, но собирают. С трудом, но упаковывают. И вывозят за город, на полигоны. А там повторяется история, описанная нами чуть выше. Принять этот вид отходов полигон не имеет права. Обычно они «оседают» в контейнерах городских служб или создают «дикие» свалки вдоль дорог, в лесополосе.
Иногда компании, поставляющие окрасочно-сушильные камеры и монтирующие их на станциях техобслуживания, в качестве бонусного предложения берут на себя утилизацию этих самых объемных и проблемных отходов.  Примерно раз в квартал они приезжают на сервис, собирают и увозят все, что накопилось. Это удобно сервису – одной головной болью меньше.
Но остается вопросом, куда собранные отходы увозятся. В конечном-то счете нам не безразлично,  выбрасываются они на лесной поляне или действительно утилизируются. А способ утилизации и для этой категории остается тем же – сжигание.  Кстати, и в Германии, которая в области использования вторичных ресурсов чуть ли не впереди планеты всей, такие отходы тоже сжигают в цементных печах.
Не безразлично – это не пустые слова. Уже в конце года московские станции ощутят на себе действие нового городского природоохранного законодательства. Придется не только утилизировать очень и очень многое, но и по требованию проверяющих предоставить документы об утилизации.
 Московское предприятие «Комбинат экологического обслуживания» предлагает свой вариант решения проблемы.
Здесь разработаны и изготовлены специальные  бумажные «кубовые» мешки в размер фильтрующих элементов  окрасочно-сушильных камер и каркасы для хранения таких мешков. Если  сервис заключает договор с экологическим предприятием, последнее устанавливает каркасы на предприятии и загружает их мешками. Когда наступает пора замены фильтра, отработавший элемент достаточно удобно и без лишней пыли загружается в мешок и упаковывается, а машина комбината приезжает, забирает  его и увозит на  мусоросжигающее предприятие. Сервис получает официальный документ об утилизации – единственное свидетельство законности  этого процесса.
Надо отметить, что компании, поставляющие на рынок окрасочно-сушильные камеры, ощущают на себе постоянное и растущее давление со стороны автосервисов по поводу необходимости легальной утилизации отходов. Есть основания полагать, что это давление приведет  к тому, что и в сфере окраски будет принята та же схема, которая действует в области замены масла. То есть каждый станет заниматься только своим делом:  поставщик   привезет оборудование,  бригада  специалистов установит его и в нужный срок заменит фильтрующую  загрузку, а экологическое предприятие вывезет эти отходы   на   переработку. Автосервису же останется, не отвлекаясь, заниматься присущим ему делом: возвращать к жизни автомобили.

P.S

А вот говорить о цене вопроса пока рано. И по объемам, и по периодичности обслуживания пока достаточных для обработки и «тарификации» данных нет. Так что – дождемся осени, «посчитаем цыплят».

Журнал "Правильный автосервис", июль 2006 года.

Оригинал статьи на официальном сайте журнала.

Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи