Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)


ФЕДОР БУЦКО
Экологическое законодательство в России — одна из наиболее интенсивно меняющихся отраслей права. Тенденции в изменении экологических норм требуют все большего внимания со стороны автосервисных предприятий. Это касается всего комплекса обращения с опасными отходами. Причем впервые в российском законодательстве прорабатываются и в скором времени появятся требования к порядку оборудования мест первичного накопления отходов на СТОА. В этой статье мы поговорим о вариантах решения данного вопроса на примере компании «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ».

Законодательная база

Разобраться в требованиях, предъявляемых к порядку сбора и утилизации отходов, достаточно сложно. Уже сам список нормативных документов, регламентирующих обращение с отходами, способен вызвать оторопь у неподготовленного человека. Попробуем вкратце обозначить последние законотворческие изменения.
С 8 января 2006 г. вступил в действие Федеральный закон № 183-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», подписанный 26 декабря 2005 г. Президентом России. Этот документ увеличил штрафы за нарушение действующего природоохранного законодательства, а также ввел >штрафные санкции за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Напомним, что прежде таких штрафов предусмотрено не было. Теперь же (с 8 января 2006 г.) в случае невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предстоит заплатить штраф. От 3000 до 6000 руб. в госбюджет должны будут внести должностные лица, организациям же в случае нарушений придется раскошелиться на 50 000–100 000 руб. Отметим, что некоторые из вышеперечисленных требований введены впервые. Более подробно с суммами штрафов вы можете ознакомиться по табл. 1.
До последнего времени вопросы обращения с отходами на предприятиях регламентировались целым рядом актов, требований и предписаний. К ним относились требования СЭС (Роспотребнадзора), Пожарной инспекции, Министерства природных ресурсов федеральных и региональных уровней, документы МЧС по борьбе с терроризмом. В настоящее время Департамент природопользования готовит документ, который призван систематизировать все эти требования. Данный документ озаглавлен как Порядок оборудования мест первичного накопления отходов на предприятиях города Москвы; он дополнит действующий Закон столицы № 68 от 30 ноября 2005 г. Этот новый для российской правовой практики документ на момент написания статьи находился на согласовании в Юридическом департаменте Правительства Москвы. Ожидается, что он увидит свет в самом ближайшем будущем (летом 2006 г.).
С действующими нормами административной ответственности за правонарушения в области обращения с отходами, прописанными в Законе г. Москвы № 68, вы можете ознакомиться по табл. 2. Данный закон впервые в России ввел административную ответственность за неправильный сбор отходов и неправильно оборудованные для этого места.
В табл. 3 представлены суммы штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды на территории столицы, которые установлены Законом города Москвы № 32 от 24 мая 2004 г. с поправками, внесенными 18 января 2006 г.

Московский опыт


Компания «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» (для краткости далее будем называть ее КОМБИНАТ) — это коммерческая организация, предлагающая автосервисам комплекс услуг по обращению с отходами.

Ирина Давыдова, начальник отдела по работе с клиентами:
— Наша компания была создана 5 лет назад в рамках реализации целевой комплексной программы «Авторециклинг» в Москве и Московской области. Мы предлагаем автосервисам и автопредприятиям полный комплекс услуг по вывозу и утилизации отходов, возникающих при ремонте автомобиля. К ним относятся отработанные масла, промасленные отходы и ветошь, масляные фильтры, аккумуляторы, автопокрышки, фильтрующая загрузка ОСК, отходы от покраски, канистры из-под масла, технические жидкости (растворитель, тосол, антифриз, ацетон), люминесцентные лампы. Это означает, что сервису не понадобится десяток договоров с разными компаниями — мы сделаем все.
Но вывоз отходов — не единственное направление нашей деятельности. Чтобы вывезти все ненужное для клиента, отходы сначала надо где-то накопить, что нередко становится проблемой для СТОА. Приходя в автосервис, мы начинаем свою деятельность с оборудования контейнеров для первичного накопления отходов. В процессе работы автотранспортное предприятие неоднократно сталкивается с проблемами экологической отчетности и подготовки разрешительной документации по экологии. В этом может помочь направление экологического консалтинга. Востребованной в последнее время стала услуга бесплатного выезда специалиста-эколога, который подскажет, как и где лучше организовать места первичного накопления отходов. В этих вопросах много нюансов.
Качество и оперативность выполняемых работ наша компания старается поддерживать за счет наличия собственного парка специализированных автомобилей, расширения спектра утилизируемых отходов, индивидуального подхода к клиентам, реализации специальных программ обучения.

Эколог в штате

Остановимся несколько подробнее на вопросе наличия собственного специалиста-эколога в штате автосервиса. Закон РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. обязывает каждое предприятие иметь сотрудника со специальным образованием в сфере обращения с опасными отходами. В настоящее время есть несколько вариантов получения такого образования. Обычно обучение занимает от одной до двух недель и стоит от 12 000 до 25 000 руб. Причем такое обучение действительно всего три года. С учетом текучести кадров это может стать серьезной проблемой для СТОА небольшого или среднего размера.
Решить вопрос собственного эколога в штате сервиса можно несколькими способами. Во-первых, обучением своего сотрудника. При этом достаточно велика вероятность, что ему не будет хватать квалификации или времени, чтобы закрывать все экологические вопросы. А в случае, если данный сотрудник уволится, придется «растить» нового.
Во-вторых, можно нанять профессионального эколога. Однако наем опытного специалиста потребует больших ежемесячных расходов, хотя экологу вряд ли понадобится работать более одного дня в неделю. Менее опытный сотрудник обойдется дешевле, но и эффективность его труда будет ниже.
В-третьих, можно обратиться в организацию, предлагающую услуги экологического аутсорсинга. На договорной основе сотрудник такой фирмы (обладающий необходимым сертификатом и соответствующей квалификацией) закроет возникающие на автосервисе вопросы в организации природоохранной деятельности и в документообороте. Стоимость данной услуги в полтора-два раза ниже зарплаты начинающего эколога.

Первичное накопление

Для того чтобы сбор отходов на СТОА проходил в удобной для предприятия форме, необходимо грамотно сформировать инфраструктуру первичного сбора отходов. Что это означает? Места накопления отходов должны обеспечивать удобную для сервиса и экологически оправданную технологию сбора отходов. О том, как этот вопрос решается «КОМБИНАТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», рассказывает его генеральный директор Владимир Михайлович Аленцин:
— Наша задача — предоставить автосервису рациональное решение по сбору отходов: куда какое оборудование поставить, чтобы работать было удобно и соблюдались природоохранные нормы. Тенденция, в контексте которой мы работаем, — это оптимизация участка сбора отходов, сокращение его площади. Стоимость земли и производственных помещений (особенно в Москве) очень высока. Содержать большую площадь для сбора отходов — расточительно. Мы разработали комплексные варианты, которые позволяют на площади в 2 м2 собирать масла, антифриз, ветошь, фильтры, аккумуляторы, шины, канистры и даже бамперы. Этот подход в первую очередь востребован в городах-миллионниках.

Приведем несколько вариантов решений по сбору разного вида отходов.
Масляные фильтры нельзя собирать в картонную коробку или в пластиковый пакет. Это приводит к значительным утечкам масла, а следовательно, к грязи на сервисе и претензиям экологов. «КОМБИНАТ» предлагает специальные контейнеры, а также более бюджетный вариант — пластиковые бочки. (Кстати, «КОМБИНАТ» обрабатывает в настоящее время около 80 % всех собираемых в Москве масляных фильтров).
Канистры из-под масла, антифриза и других технических жидкостей запрещено выбрасывать в контейнер ТБО. Пластик не гниет 30–50 лет, а значит, будет еще долго засорять окружающую среду. При этом он — востребованное сырье, которое можно перерабатывать. «КОМБИНАТ» предлагает специальные каркасные конструкции, куда вставляются прочные мешки для сбора канистр.
Отработанные масла — один из самых массовых отходов — должны храниться в закрытом помещении или под навесом на заасфальтированной площадке. Масла собирают в емкости различного размера. «КОМБИНАТ» первым стал выпускать поддоны для таких емкостей, что удовлетворяет требованиям СЭС, экологов и пожарных. В случае же повреждения емкости масло не разливается по сервису, а попадает в поддон. Это решение защищает сервис от штрафов и упрощает работу.
Аккумуляторы нельзя хранить под открытым небом или на незаасфальтированной площадке. Для аккумуляторов используется специальный кислотостойкий поддон.
Все контейнеры поставляются в комплекте со специальными маслобензостойкими наклейками с указанием вида отхода и порядка его сбора. На них же указан номер телефона обслуживающей организации. Это отвечает требованиям законодательства. Кроме того, всегда ясно, куда обратиться за вывозом данного отхода.

В заключение

В последнее время все чаще можно услышать выражение «экологическое сознание». Не только законы и проверки, но и нравственная чистоплотность должны предостеречь нас от дальнейшего засорения окружающей среды. Надеюсь, у наших читателей не вызывает сомнений тот факт, что вылитое в канализацию отработанное масло или выброшенные в овраг фильтры и АКБ — преступление перед собственными детьми. И это не громкие слова, а условие нашего выживания.
Однако, чтобы правильно утилизировать вредные отходы, мало одного сознания. Необходима инфраструктура сбора отходов, которая есть далеко не во всех регионах России.

Владимир Аленцин:
— Существуют жесткие требования в федеральном законодательстве, но отсутствует инфраструктура сбора отходов в регионах. Ее отсутствие нельзя компенсировать требованиями. Во многих странах государство стимулирует развитие системы раздельного сбора отходов. У нас существует политика надзора и контроля. Но нельзя контролировать, не предлагая решения.

В ноябре 2004 г. «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БСЛУЖИВАНИЯ» открыл филиал в Поволжье с центральным офисом в столице Мордовии — Саранске. Надеемся, не за горами те времена, когда подобные организации будут в каждом субъекте федерации. И любой автосервис сможет без вреда для экологии утилизовывать все свои отходы. Вас же, дорогие читатели, мы призываем не жалеть денег на экологически корректную утилизацию отходов! Поверьте, в более развитых странах плата за эти услуги на порядок выше.

Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи