Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

АЛЕКСАНДРА ШУРУПОВА

Сохранить природу, бережно относиться к окружающей среде – это нормально и правильно для каждого человека. А вот для организации, того же автосервиса, это еще и очень, очень сложно. Не только по причине скупости, но из-за неиссякаемого  усердия наших законотворцев и их коллег из контролирующих органов.

Такая разная природа

Общие природоохранные требования достаточно понятны и сформулированы в федеральных законах. Однако в каждом регионе развивать их и конкретизировать должны местные законы, нормативы, правила, распоряжения. И получается у нас все как всегда – каждый закон находится в своем, совершенно особенном и уникальном природоохранном режиме.
Уже не раз нами упоминавшиеся системы сжигания отработанного масла – отличная тому иллюстрация.
В Москве сжигание строго запрещено. А уже в Подмосковье оно вполне возможно. Правда, при наличии ряда дополнительных сертификатов и ограничений.
Впрочем, и это полбеды. Активность чиновников по внедрению различных новшеств – вот настоящее бедствие. Фоном для него очень часто является чисто российское совершенно пассивное поведение «страдающей» стороны – природопользователей.
И это понятно. Должность штатного эколога для сервиса средней руки – непозволительная роскошь. Но ведь и составление всех требуемых документов, их «продвижение» и отслеживание нормативной базы – не задача главного инженера, главного механика или управляющего. Однако именно их шеи чаще всего и принимают на себя «экологическое ярмо».
Оно может быть очень тяжелым. Если взять за основу московский опыт, то иногда до трети времени (!), по признанию этих специалистов, приходится тратить на решение подобных вопросов. Непрофильных для сервисного бизнеса, кстати. Так что тема определения круга вопросов, относящихся к сфере природоохраны, и последующей возможной передачи этих задач в формате аутсорсинга специализированным компаниям – вопрос, к вариантам и цене решения которого мы постараемся вернуться в ближайших номерах.
А пока – о новшествах на экологическом поле. Именно этой теме был посвещен  очередной семинар, проведенный специалистами «Комбината Экологического обслуживания».
Для федерального уровня нововведений достаточно немного. Но они примечательны. Самое потенциально «резонансное» от 26.12.2005, когда Президент подписал Федеральный закон №183-93. В итоге с 8.01.2006 г. увеличены штрафы за загрязнение окружающей среды. Более того, введено наказание за негативное воздействие на окружающую среду. Штраф взимается как с конкретных должностных лиц (3–6 тыс. рублей), так и с организаций (50–100 тыс. рублей). Установлен штраф в статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сроки внесения платы определяются Приказом Федеральной службы по технологическому и атомному надзору от 27.01.2006  №49:
– по IV кварталу 2005 года – 30.01.2006;
– по I кварталу 2006 года – 20.04.2006;
– по II кварталу 2006 года – 20.07.2006;
– по III кварталу 2006 года – 20.10.2006;
– по IV кварталу 2006 года – 20.01.2007.

Инспекция с правами

По сути, число инспекций и периодичность их появления должны быть строго ограничены. Однако при всех ограничениях это число маленьким не назовешь. В той же Москве на сервис могут прибыть инспекторы ряда структур.
– «РосТехНадзор», раз в 2 года. С января 2007 года полномочия по контролю будут переданы в регионы. Однако сегодня еще нельзя даже в Москве сказать точно, кто приобретет эти полномочия.
– Департамент Природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. «И его коллеги» во всех регионах. С января 2006 года реструктуризирован отдел по работе с отходами природопользования, инспектор, распределен из центрального аппарата по округам.
Вместе с тем «бумажная» работа Департамента за последний год может уже в августе принести плоды, весьма полезные для сервисов. Речь идет об ожидаемой в этот период публикации «Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления на территориях природопользователей г. Москвы».
Такой документ станет первым исчерпывающим и непротиворечивым сводом норм и правил, учитывающим границы полномочий всех действующих в регионе законодательных и контрольных органов. Можно ожидать, что он послужит и базой для разработки аналогичных документов в регионах.
– «РосПотребНадзор» (СЭС). Полномочия природоохранных органов и СЭС в ряде позиций пересекаются. Происходит это на фоне стабильных полномочий и структуры СЭС и достаточно часто и быстро реформируемых «молодых» органов природоохраны. Так или иначе, инспекторы СЭС всегда проверяли и проверяют состояние санитарно-защитной зоны и собственно отходы. Попытка сократить зону пересечения полномочий и упорядочить ситуацию была предпринята в конце 2005 года. 5 декабря 2005 года выпущен приказ, определяющий объекты, подлежащие санитарно-эпидемологической экспертизе. Впервые из перечня исключена экспертиза по обращению с отходами.
– «Управление по обращению с отходами в г. Москве». Структура «выросла» из отдела в управлении ЖКХ Москвы. Исходно она занималась твердыми бытовыми отходами и отходами строительства и сноса.
– «Экологическая милиция». Орган с наиболее сомнительными полномочиями. Вместе с тем в Москве он – самый многочисленный из «инспекционных» и насчитывает порядка 600 человек.
Внутренняя служебная инструкция определяет назначение структуры как «силовое обеспечение полномочий органов контроля и надзора». Фактически – сопровождение и охрана.
Круг функций прямого действия очень ограничен: наложение санкций в случае порубки зеленых насаждений, мойки автомобилей в неустановленных местах и действия при возникновении экологической угрозы. На последний пункт чаще всего ссылаются инспекторы, стремясь проверить что-либо у природопользователя.

Документы

Специалисты «Комбината экологического обслуживания», консультируя работников сервисов по вопросам взаимодействия с инспекторами любого подчинения, рекомендуют простое и эффективное средство «нормирования» таких отношений.
Это аккуратное и регулярное заполнение «Журнала проверок». Согласно Федеральному закону №134-ФЗ от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», вводится такой журнал. Запись в нем является для инспектора обязательной. Вносятся полные данные – ФИО, должность, контактная информация, основания для проведения инспекции. В Москве журнал выдается малым предприятиям при регистрации.
Буквально несколько слов о документах, находящихся на руках любого природопользователя. Это всем известные документы с определенным сроком действия – разрешения на выброс, нормы выбросов, лимиты по отходам и т.п.
Помимо того, есть документы текущей отчетности. Это, например, журнал по ведению отходов. Его наличие определяется Федеральным законом №89, однако жесткие требования по форме ведения журнала и обязательным графам отсутствуют. Еще один документ текущей отчетности – журнал учета за производственным экологическим контролем соблюдением требований по охране окружающей среды. Порядок ведения не прописан, он разрабатывается самим предприятием. Форма журнала достаточно подробно описана в ФЗ №134.
Кроме того, если за год предприятие «производит» более 30 т отходов, оно обязано готовить ежегодно статистическую отчетность. На сегодня эта отчетность уходит в РосТехНадзор.
Согласно Федеральному закону №89 на каждом предприятии должен быть специалист, имеющий сертификат на право обращения с опасными отходами. Конечно, если последние есть, а они есть на каждом сервисе. Сертификат выдается по итогам обучения, проводимого уполномоченными учебными центрами.

Хранение отходов

Единые требования фактически отсутствуют. Информацию приходится собирать по крупицам из документов СЭС, РосТехНадзора и т.д.
Часть требований соблюсти полностью фактически невозможно. Например, старые люминисцестные лампы должны храниться в герметичной таре. На сегодня такой тары фактически нет.
Уже упомянутый документ по Москве – «Единые требования», – ожидается в августе. Он, очевидно, будет полезен не только столичным сервисам. Согласно этому документу все жидкие отходы должны храниться в емкостях на поддонах.Должны быть организованы специальные места накопления отходов и площадка для сбора отходов. Площадка должна быть отгорожена, на ней размещены поддоны, емкости. Все они должны быть подписаны и промаркированы. Требования допускают размещение площадки на улице, но обязательно под навесом и за заграждением, под замком.
Вне помещения можно хранить большинство отходов третьего класса опасности: масла, фильтры, ветошь, покрышки, технические жидкости.
Люминисцентные лампы относятся к первому классу опасности, и должны храниться в герметичной таре в помещении, где обустроена вентиляция.

Вывоз отходов

По каждому виду отходов должен быть заключен договор с компанией, имеющей лицензию на работу с этим видом отходов.
Комментарий к документообороту по вывозу отходов необходим. До определенного времени природопользователь мог ограничиться удалением отходов со своей территории, притом документально подтвержденным. Однако времена меняются.
Теперь он должен предоставлять еще и подтверждение легальной утилизации вывезенных отходов, особенно если речь идет об опасных отходах.
Но, даже при работе с бытовым мусором, помимо договора, копии лицензии утилизатора требуется договор между компанией-утилизатором и полигоном. Если договор не прямой – то вся «цепочка» договоров. Плюс лицензия полигона и лимит полигона на прием отходов. К тому же, помимо акта передачи отходов, следует иметь талон полигона на твердые бытовые отходы (не строительный мусор). На талоне – период и даты вывоза, объем отходов, печать полигона и печать утилизатора.
По промышленным отходам процедура аналогичная. Требуется не только акт передачи, но и подтверждение факта утилизации.
По сути, такой порядок предполагает исключение нелегального вывоза отходов фирмами-однодневками. Предоставляемый ими минимум документов – это как раз акт приема-сдачи, который не дает информации по адресности вывоза и схема утилизации. Адресом может сказаться и, скорее всего, окажется ближайший лес, контейнер бытового мусора у жилого дома и т.п. Раньше незнание судьбы отходов было оправданием для сервиса. Но времена меняются. Быть добросовестным природопользователем становится не только необходимо, но и выгодно. Хорошая иллюстрация – отношение к сбросу воды.
В Москве многие автомойки признают потребность в переходе на цивилизованный цикл оборотной воды. Не от любви к экологии. Просто штрафы велики, а угроза приостановки деятельности реальна.

Послесловие

Директор компании «Комбинат экологического обслуживания» рассказал на семинаре о своем визите в Германию. Там по теме утилизации отходов он беседовал с руководителем средней руки автосервиса: специализация на марке MB, 20 постов.
На вопрос по размеру затрат на «экологию» – вода, воздух, утилизация, очистка и т.п. – он получил ошеломляющий для России ответ. Сумма в год составляет порядка 70 тыс. евро!
Недавно этот же специалист готовил к сертификации по ISO 14001 одну из ведущих российских компаний в сфере автобизнеса. Этот официальный дилер, один из самых аккуратных в работе с отходами. Его затраты в соотносимых объемах ровно на порядок (!) ниже, чем у немецкого сервиса средней руки.
Однако и эту сумму готовы потратить единицы, и ее считают слишком высокой. Что может цивилизованно снизить затраты сервиса – и бюрократические, и финансовые? Только принятая в Европе и законодательно там прописанная практика участия в затратах по утилизации производителей и дилеров расходных материалов. В России уже реализуется схема по участию ведущих «масляных» брендов в оплате затрат на утилизацию. В очереди на аналогичную работу – поставщики шин, лакокрасочных материалов, фильтрозагрузки камер и т.п.

Журнал "Правильный автосервис".

Статья на официальном сайте журнала.

Вернуться в пресс-центр                                                                   Вернуться к выбору статьи