Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)


ВИКТОР МУРЗИН-ГУНДОРОВ
В одном из номеров нашего журнала мы рассказывали читателям об эффективном способе применения отработанного масла: в качестве топлива его используют в специальных печах для обогрева помещений. Этот способ, позволяющий, как говорится, убить двух зайцев, показался не только нам, но и многим вашим коллегам удачным выходом из положения. Ведь вместо того, чтобы платить за утилизацию отработки, автосервис получал буквально даровой энергоресурс. Но не все так просто…

Появление в нашей стране печей, в которых используется отработанное масло, было воспринято не только авторемонтниками, но и представителями многих других технических отраслей промышленности с большим воодушевлением. Вроде бы, вот тебе — найдено готовое решение проблемы, связанное с непрерывно образующимися в огромных количествах отработанными нефтяными и масляными отходами вместе с целесообразным и выгодным применением, при том что цены на вывоз и утилизацию отработки постоянно растут, а вслед за ними растут и штрафы за несоблюдение экологических требований и норм.

Это стало весьма удобным для хозяйственников, поскольку освободило их от уплаты за утилизацию и дало возможность повторного использования продукта, воспринимаемого до этого как обременительный отход. Оказалось, что его можно пустить в дело. По словам производителей, на данном производстве они используют уникальную технологию по очистке масел, и она ни в коей мере не дает выбросов в окружающую среду вредоносных газов, а также жидких и твердых ядовитых веществ. Надо признать, что экономическая целесообразность такого производства наглядна и очевидна.

Но… в последнее время в обществе обострилась полемика, связанная с использованием отработанных масел и иных технических жидкостей. Экологи забили тревогу. Они стали приводить серьезные аргументы и доводы о небезопасности агрегатов, использующих в качестве топлива данный энергетический ресурс.

Чтобы разобраться в этом непростом и специфическом вопросе, мы обратились за разъяснениями к генеральному директору «Комбината экологического обслуживания»

Владимиру Михайловичу Аленцину. По его словам, для мобильных отопительных установок нет и нельзя предусмотреть адекватных средств очистки газов. Само же распространение печей для сжигания отработанного масла у Владимира Михайловича не вызывает ничего, кроме удивления. Как он рассказал нашему корреспонденту, в большинстве развитых стран этот вопрос решен однозначно: они запрещены. У нас же не только для установки подобных печей не требуется лицензии на использование данных отходов, но и не нормируются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от подобных отопительных приборов. К сожалению, помимо несанкционированного употребления отработанное масло от многих предприятий непосредственно попадает в окружающую природную среду.

Чтобы не быть голословным, Владимир Михайлович ознакомил нас с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. В России это основная контролирующая организация, в компетенцию которой входят вопросы охраны окружающей среды. В конце 2005 г. Федеральная служба разослала в территориальные органы Письмо, где обстоятельно разъясняла недопустимость сжигания отработанных масел и использования их в качестве добавки к печному топливу.

Пытаясь провести собственное независимое расследование, мы пришли к выводу, что данное Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору опирается на Основной закон государства — Конституцию РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы природопользования и охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Согласно ч. 2 ст. 72 Конституции РФ положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Помимо того, вышеназванное Письмо опирается на Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», принятый 22 октября 2004 г. Госдумой РФ, 27 октября одобренный Советом Федерации. Он был подписан Президентом РФ В. В. Путиным 4 ноября 2004 г. под № 128-ФЗ. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации подпадают под нормы действия ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

То есть Письмо Федеральной службы само по себе не является документом прямого действия. Оно ничего не запрещает и ни в чем никого не ограничивает, однако на основании этого письма территориальные органы власти вправе принимать соответствующие законодательные акты местного масштаба, которые как раз и могут что-либо запретить или ограничить в использовании.

Как действует Законодательство на территориях различных субъектов Российской Федерации, рассмотрим на примере Московского региона, поскольку для существующей ситуации в сфере обращения с отработанными маслами в России он весьма показателен. Проведенный экологами анализ показывает, что доля легальной утилизации отработанных масел здесь заметно ниже, а доля сбора нелицен-зированными организациями и потребления для технологических нужд и для сжигания — существенно выше. Кроме того, в окружающую природную среду как непосредственно, так и через бытовые отходы попадает около половины отработанных масел. Положение дел со сбором этого вторичного сырья в Московской области во многом аналогично ситуации в целом по России, во всяком случае для ее Центрального региона. Однако очевидны и лидирующие позиции региона в вопросах законодательного обеспечения системы сбора и утилизации отработанных масел, заметны успехи в практической реализации мер по снижению негативного воздействия нефтеотходов на окружающую природную среду. Вместе с тем проблемы, стоящие перед регионом, вполне соответствуют проблемам других регионов России.

В целях сокращения объемов загрязнения городской территории еще в 1996 г. были приняты соответствующие постановления Правительства Москвы от 5 марта 1996 г. № 211 «Об организации сбора и переработки вторичного сырья в г. Москве», а также от 16 апреля 1996 г. № 341 «О мерах по снижению вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в Москве». Кроме того, именно в Москве 18 марта 1998 г. было принято Распоряжение мэра № 241-РМ «О создании сети стационарных технических постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел». В порядке эксперимента в том же 1998 г. было решено создать на территории Москвы за счет финансовых средств организаций-инвесторов 450 стационарных технических постов по замене и сбору отработанных автомобильных масел. Хотя мы и живем в стране с переходной экономикой, все же не стоит недооценивать Россию. Сам факт того, что законодательство в данной области работает в Москве, дает возможность надеяться на то, что контроль со стороны государства по соблюдению закона и порядка в сфере экологии дойдет и до окраин нашего Отечества.

Конкретные выводы напрашиваются сами. Появление документов, регулирующих обеспечение системы сбора и утилизации отработанных масел, уже является весомым доводом, чтобы лишний раз призадуматься. Элементарное незнание закона отнюдь не освобождает от несения ответственности. Год от года контроль по исполнению законов в области экологии становится все более жестким, а территориальные органы власти на местах — все более решительными, на практике доказывая свою эффективность. Остается рассчитывать, что со временем для всех станет очевидным: использование печей на отработанных маслах не только небезопасно, но и противозаконно. Решение, будете ли вы пользоваться ими, или нет, — за вами. Информация для размышления есть, поэтому: «…думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…».
Журнал "Новости авторемонта"
Статья на официальном сайте журнала.


Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи