Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

Ежедневно любой автосервис производит огромное количество отходов различных классов опасности – от 1-го до 5-го (бытовые отходы относятся к 5-у классу). Так, если отработанное масло соответствует всего лишь 3-му классу опасности, то на первый взгляд безопасные люминесцентные лампы принадлежат 1-му классу. Все эти отходы необходимо своевременно и  правильно утилизировать.

Еще не так давно многие руководители СТО связывали понятие «экологический менеджмент» только с приходом инспектора, внезапными проверками, а также необходимостью вывоза мусора. Однако в последнее время тенденция изменилась – количество обращений в организации, ответственные за экологический менеджмент, растет. Судя по всему, предпринимателям надоело платить штрафы и терять возможную прибыль из-за приостановки деятельности их предприятий до устранения нарушений.

Общие понятия

 Экологический менеджмент направлен на достижение определенных экологических целей и включает выполнение проектов и программ. Он подразумевает правовой и экономический механизмы охраны природы, а также деятельность руководителей и специалистов предприятия по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Грамотно организованный экологический менеджмент помогает справиться с рядом серьезных факторов, способных негативно влиять на бизнес.

В первую очередь это касается законодательного контроля, который в последнее время значительно усилился, особенно в случаях, когда речь идет о повышенном риске для здоровья людей или долговременном ущербе, оказанном окружающей природной среде. Сегодня не только клиенты, но и потенциальные партнеры уделяют все больше внимания результативности природоохранной деятельности предприятия в процессе общей его оценки. А споры по поводу экологической ситуации вокруг предприятия могут не только повредить его репутации, но и отвлечь внимание руководителей и работников от выполнения своих обязанностей.

Компании, не соответствующие определенным экологическим нормам, могут попросту оказаться выброшенными из современного бизнеса. Низкая результативность природоохранной деятельности существенно снижает ценность их работы и подрывает конкурентоспособность. Однако по мере повышения этого показателя предприятия, наоборот, могут извлекать определенную выгоду – например, с помощью рекламы, отражающей экологическую политику, что репутацию, несомненно, укрепит. Несмотря на то что грамотный экологический менеджмент требует финансовых затрат, его рациональное применение способно обеспечить их существенную экономию.

Воплощение в жизнь

Во время организации деятельности предприятия руководителю автосервиса приходится решать целый комплекс задач. Во-первых, необходимо выделить отдельного сотрудника, который будет отвечать за природоохранное направление. Причем возможны два варианта.

Первый подразумевает наложение дополнительных обязанностей на человека, который уже состоит в штате, например, на главного инженера. Но в этом случае сотрудник скорее всего будет отвлекаться от своих основных обязанностей, что не лучшим образом скажется на итогах его работы в целом. При этом лицо ответственное за экологию на предприятии, должно иметь документ о прохождении подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (если это условие не соблюдено, на предприятие накладывается штраф).

При втором варианте в штат принимается специалист-эколог, которому необходимо платить солидную зарплату. Его занятость, как правило, составляет не более 1-2 дней в неделю. Если крупное предприятие еще может себе это позволить, то для небольшой компании подобный вариант просто не рационален. Оптимальное решение в данном случае – сотрудничество со специализированными фирмами, имеющими лицензию на ведение экологической деятельности.

При выборе партнера следует обратить внимание прежде всего на целостность оказываемого комплекса услуг экологического менеджмента – от начальной консультации по телефону до ведения всей экологической деятельности предприятия.

Сотрудничество начинается с первичного обследования предприятия: проверяются все документы, осматривается предполагаемая площадка первичного хранения отходов, определяется лицо, которое будет контролировать правильное складирование отходов, подбирается организация, ответственная за вывоз мусора, рассчитывается платеж, и в итоге выдается рекомендательная записка.

Изначально следует определить место для первичного хранения отходов и правильно его оснастить. Так, для сбора отходов не подойдет любая тара – например, бочка для отработанного масла и старый ящик для фильтров. Вместо них необходимы специализированные контейнеры, которые не только надежно хранят отходы, но в случае возникновения утечки способны их задерживать (для этого предназначен поддон под емкостью для сбора «отработки»). Приобрести контейнеры можно в тех же экологических организациях, которые занимаются вывозом.

После того как место хранения определено и оборудовано, можно (и нужно) приступать к составлению внутреннего регламента, где будет указано, кто и какие действия должен выполнять в процессе утилизации отходов. При выборе организации, которая будет осуществлять вывоз отходов, лучше ориентироваться на ту, которая охватывает все их виды. Ведь далеко не все компании возьмутся вывозить любые отходы – некоторые из них специализируются только на покрышках и нефтяных жидкостях, другие исключительно на аккумуляторах.

Поэтому заключить договор с одной компанией, которая охватывает весь спектр услуг по вывозу и утилизации отходов, а также сопровождению природоохранной деятельности предприятия выгоднее, чем с разными, специализирующимися на различных отходах, даже учитывая, что у последних ставки на обслуживание могут быть ниже. Например, организацию необходимых проверок условий первичного хранения отходов проще и выгоднее проводить, сотрудничая с одной компанией, чем с несколькими.

А что говорит закон?

При ведении своей деятельности предприятие должно руководствоваться в первую очередь Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». При этом особое внимание следует уделить статье 67, закона, в которой говорится, что «Субъекты хозяйственной деятельности обязаны предоставлять сведения… об организации экологических служб на объектах хозяйственной… деятельности… в соответствующий орган исполнительной власти…», но прежде всего «на предприятии должно быть утверждено положение о производственном экологическом контролле».

Кроме того, сфера деятельности, связанная с отходами предприятия, регулируется  Федеральными законами № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В январе 2009 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ, и теперь любое предприятие обязано вести форму отчета и предоставлять сведения для внесения в реестр объектов, на которых разрешено размещение отходов. Также это предусматривает проект нормативов и выделение лимита на размещение отходов.

При этом в случае превышения в дальнейшем лимита предприятие ждут серьезные штрафы. А лицензированный специалист способен заранее рассчитать количество образующихся на сервисе отходов, что в дальнейшем поможет сэкономить немало нервов и средств.

Кстати, до недавнего времени существовал и экологический казус – по закону хранением отходов могли заниматься только специализированные предприятия. То есть любой автосервис могли на вполне законных основаниях оштрафовать за ведение запрещенной деятельности. К счастью, это недоразумение все же устранили, введя понятие «первичное хранение».

Конечно, никто пока не обязывает автопредприятия обращаться в специализированные компании, имеющие лицензии на предоставление услуг экологического менеджмента. Да и большинство таких компаний не откажут, если сервис к ним обратится за разовой услугой – допустим, по вывозу отработанного масла.  Но все же следует помнить, что в случае, если произошло смешение различных видов отходов при дальнейшем заключении договора за их вывоз придется заплатить гораздо больше. Это связанно с тем, что на утилизацию надо затратить гораздо больше средств и времени. Поэтому самодеятельность может привести к дополнительной нервотрепке и денежным потерям.

Когда же делом занимается специалист, то неожиданностей не возникает, а проверяющим органам не к чему придраться, ибо в наличии будут все необходимые документы: договор с предприятием, отвечающим за вывоз отходов, его лицензия на ведение подобной деятельности, паспорт отхода, акты передачи отходов на предприятие переработки и подтверждения их уничтожения.

Кроме того, высокий уровень культуры предприятия, которая включает и грамотную утилизацию отходов, несомненно, выделит автосервис на фоне конкурентов.

В настоящее время общая экологическая культура растет, и немалое количество людей готово везти свои старые покрышки, аккумуляторы и прочие отходы чуть ли не за 100 км от дома. Но при этом далеко не каждая организация, занимающаяся утилизацией отходов, готова принимать их от частных лиц. Организовав прием «автохлама» на своем автосервисе, можно привлечь потенциальных клиентов. В результате вполне реально не только избавить себя от головной боли, связанной с отходами, но и увеличить доходность предприятия.

Газета "Детальный подход", май 2011 года.

Оригинал статьи на официальном сайте газеты. 

Вернуться в пресс-центр                                                                     Вернуться к выбору статьи