Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)


ЕГОР ДРОЗДОВ
Общие экологические требования, предъявляемые к производственным предприятиям, в частности, к станциям технического обслуживания автомобилей, сформулированы в федеральных законах. Однако разобраться в особенностях природоохранного законодательства без помощи специалистов не так просто. Пояснить, какие стороны деятельности современного авторемонтного предприятия это законодательство регулирует, мы попросили генерального директора ЗАО «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», к. т. н. Аленцина Владимира Михайловича.

Задача осветить в рамках одной небольшой статьи все стороны работы авторемонтного предприятия, подлежащие регулированию с помощью экологического законодательства, оказалась сложной. Поэтому по предложению Владимира Михайловича было решено сократить тему до наиболее актуальных для читателей журнала «КУЗОВ» экологических аспектов работы малярного участка автосервиса. Именно такого участка, который включает в себя окрасочно-сушильную камеру (ОСК) и зону (механизированную или нет) подготовки деталей к окраске. С производственной точки зрения на малярном участке выполняют ремонт, а с экологической - в качестве побочного продукта деятельности образуются твердые, жидкие и газообразные отходы.

Общие принципы обращения с отходами регулирует федеральное законодательство, однако конкретизировать и развивать их в каждом регионе должны местные законы, нормативы, правила и распоряжения. Нельзя сказать, что в целом по стране разработка этих актов уже выполнена, тем не менее, в Москве формирование основных положений этого законодательства осуществляется достаточно динамично. В нашей столице законодательно регулируется большинство аспектов деятельности авторемонтного предприятия, начиная с оборудования мест первичного накопления отходов. Во исполнение требований законодательства предприятие обязано разрабатывать два основных природоохранных документа: Проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Эти проекты после согласования в Ростехнадзоре являются основными природоохранными документами предприятия.

«Законодательно установленные экологические требования к малярным участкам имеют два аспекта: утилизация отходов, образующихся на малярных участках, и защита воздушной среды в зоне малярного участка», - пояснил далее Аленцин.
На малярных участках образуется целый спектр отходов, порядок утилизации которых установлен законодательно, поскольку они относятся как минимум к третьему классу опасности.

Сбору и утилизации подлежат прежде всего обтирочные материалы, загрязненные различными лакокрасочными материалами, растворителями, очистителями или обезжиривателями, а также бумага или полиэтиленовая пленка, с помощью которой прикрывают (маскируют) участки поверхности автомобиля, не подлежащие окраске: загрязненные лакокрасочными материалами, должны накапливаться в отдельные герметично закрываемые емкости. Предприятия, которые имеют лицензии на утилизацию подобных отходов, организуют вывоз отходов с территории сервиса. Такой тарой могут быть контейнеры (компания «Комбинат экологического обслуживания» использует специальные контейнеры зеленого цвета) или герметичные пластмассовые бочки повторного использования. Такой подход к проблеме позволяет формировать «КОМБИНАТУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» систему обращения оборотной тары.
Вторым характерным видом отходов малярных участков становятся растворители, используемые при промывке различного окрасочного оборудования, и жидкие остатки ЛКМ.

С точки зрения экологии это один из самых опасных видов отходов, поскольку он не только токсичен, но и пожароопасен. Собирают подобные отходы в металлические двухсотлитровые бочки из-под масел или других технических жидкостей. Вывоз этих отходов с сервиса осуществляется специальным транспортом.

Серьезную экологическую опасность представляет собой эксплуатация самих ОСК. Это оборудование снабжено различного рода фильтрами (потолочными, напольными, фильтрами выбрасываемого воздуха и т. п.), которые предотвращают попадание пыли или частиц ЛКМ в зону окраски и атмосферный воздух. Фильтры выполнены из листов нетканого материала или (иногда) в виде кассет, заполненных гранулированным материалом (активированным углем). Эти фильтры подлежат периодической замене. Срок эксплуатации каждого вида фильтров зависит от интенсивности работы камеры.

Замена использованных фильтрующих материалов является одним из самых слабых экологических звеньев деятельности авторемонтного предприятия и осуществляется по следующим сценариям:
- предприятие самостоятельно осуществляет замену фильтров;
- предприятие нанимает специализированную компанию, которая меняет фильтры и оставляет их на территории сервиса;
- компания, осуществляющая замену фильтров, удаляет отработанный фильтрующий материал с территории сервиса.

У каждого из этих вариантов есть ряд недостатков.
В первом случае предприятие обычно озабочено лишь снижением собственных затрат. Самостоятельная замена фильтрующего материала может привести к риску неквалифицированного обслуживания сложного дорогостоящего оборудования. Более того, она опасна для персонала, осуществляющего замену. Проблема утилизации отходов в этом случае остается нерешенной.
Во втором случае нормы по обеспечению безопасного хранения этого вида отходов на территории предприятия обычно также не соблюдаются.

Для третьего сценария характерно следующее: подавляющее большинство компаний, осуществляющих замену, не имеют лицензии на право обращения с отходами и, удаляя отработанные фильтры с предприятия, допускают прямое нарушение федерального законодательства. Отходы в этом случае чаще всего не сдаются на предприятия, которые могут их утилизировать, а попадают в бытовой мусор и загрязняют окружающую среду.

«Компания «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», - пояснил Аленцин, - одной из своих целей ставит необходимость выстроить партнерские отношения и консолидировать усилия как предприятий, уполномоченных проводить утилизацию отходов, так и фирм, производящих замену фильтрующего материала ОСК. Комбинат предложил простые организационные и технические способы, позволяющие снизить загрязнение окружающей среды и минимизировать простои оборудования, исключить несанкционированное хранение опасных отходов».

Мероприятия по охране окружающего воздуха также устанавливаются указанными ранее документами. В первом из них регламентируется номенклатура веществ, которые могут содержаться в выбросах предприятия, оговаривается их количество и описываются действия, которые должны быть предприняты для очистки воздуха.
Журнал "КУЗОВ", сентябрь 2008 года

Вернуться в пресс-центр                                                                   Вернуться к выбору статьи