Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

09.06.2014

Нередко звучат идеи, что нужно создавать крупные комплексы по совместной переработке различного вида отходов с получением товарной продукции и энергии, но звучат при этом как некая прекрасная утопия… А между тем такие комплексы давно уже существуют, и это ни что иное, как современные цементные заводы.
О проблемах отрасли обращения с отходами и использовании отходов в цементной промышленности, рассказывает генеральный директор ЗАО «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» В.М. Аленцин.



      – Владимир Михайлович, сейчас появляется всё больше публикаций об использовании отходов при производстве цемента в европейских странах. Расскажите о своем отношении к подобному подходу утилизации отходов нашим читателям!
– Прежде всего хотелось бы сообщить читателям, что сферой приложения моих профессиональных компетенций является отрасль сбора и переработки промышленных отходов, я не являюсь представителем цементной отрасли, лоббистом их интересов, а лишь делюсь той информацией, которая накоплена за последние 10 лет плотной работы с направлением использования альтернативного топлива ряда цементных заводов, взаимодействия с профессионалами на выставках и конференциях.

В Европе, да и во всем мире сейчас путь и многих промышленных, и, конечно же, твердых бытовых отходов чаще всего лежит на цементные заводы. Цементных заводов, не использующих альтернативное топливо, становится все меньше и меньше. Лучшие же примеры показывают замещение отходами до 85 % топлива, и это замечательно.

      – Почему?
– Прежде всего потому, что это экологично. Сравните: на мусоросжигательных заводах довести температуру сжигания отходов до 1800–2000 оС – это голубая мечта, это позволяет обеспечить разложение наиболее вредных выбросов, прежде всего диоксинов. В то же время на цементном заводе температура рабочей зоны находится как раз на уровне 1500–2000 оС, при этом продукты разложения находятся в этой зоне длительное время, то есть, мы имеем уникальный утилизатор. Исследования, которые проводились в этой области, показывают, что разложение вещества происходит практически до атомарного уровня, а затем осуществляется последующая рекомбинация его в компоненты того же цемента. Для быстрого охлаждения и, соответственно, правильной рекомбинации, существуют специальные условия, имеется зона охлаждения, так называемый холодильник, и это само по себе многократно снижает вероятность образования диоксинов. Кроме того, любой современный цементный завод обеспечен хорошими средствами очистки выбросов, и проводимый онлайн-мониторинг показывает отсутствие превышений содержания вредных веществ в выбросах.

      – А что это за средства очистки?
– По той информацией, с которой мне приходилось сталкиваться, помимо рукавных фильтров, электрофильтров и иных фильтров, осаждающих твердую фракцию, для улавливания газообразных примесей применяется оборудование, сходное с тем, которое используется в этих целях на мусоросжигательных заводах. Таким образом, в результате сжигания отходов не наносится вреда атмосфере и получается продукция, которая находит широкое применение.

     – Но ведь такие средства очистки очень дороги?
– Да, они составляют не пять и не десять процентов от стоимости всего завода. Но это нормально, насколько мне известно, эти затраты окупаются.

     – Тогда что является препятствием на пути отходов в цементную промышленность?
– Для эффективного функционирования цементного завода нужны стабильные поставки отходов для использования. Я произнес: отходов, но на самом деле это не совсем так. Если какой-то завод говорит о том, что использует в качестве альтернативного топлива отходы, то это скорее декларация, нежели констатация факта.

Стоимость 1ГДж энергии, полученного на цементном заводе при использовании различных видов топлива


    – То есть как?
– А так, что отход и сырье – это два разных понятия. Не каждый отход – сырье, и не каждое сырье – отход, верно? Чтобы быть использованными в качестве топлива, ТБО прежде должны поступить на специальное производство и
там пройти определенную обработку: удаляется инертная фаза, металлы, а горючая фракция дробится, гранулируется – короче говоря, из ТБО вырабатывается некий продукт, а именно – альтернативное топливо. ТБО – это сырье для производства альтернативного топлива.
Кстати, не обязательно ТБО. Например, Щуровский цементный завод (ОАО «Холсим (Рус)») успешно работал с нефтешламами. Но, каков бы ни был отход, он должен быть собран и доставлен на место, должны быть определены его химический состав и иные свойства, должна быть удалена вода, должны осуществиться все иные стадии подготовки альтернативного топлива. Отходы разного состава, разной калорийности, разного содержания воды и механических примесей гомогенизируются, из них удаляется те компоненты, которые не нужны в качестве топлива, и тогда уже полученный продукт подается в технологический процесс. То есть, я хочу подчеркнуть, что необходим и существует некий передел, процесс перехода отхода в сырье, и этот процесс нетривиален.
Более того: существуют три разных способа получения цемента – мокрый способ, полусухой и сухой способ (сейчас все стараются перейти на более совершенный сухой способ). Сейчас я упоминаю об этом потому, что и подготовка альтернативного топлива из отходов для каждого из этих способов может отличаться. Возьмем такой отход, как шины: для сухого способа они могут применяться в целом виде, а для мокрого и полусухого способа они должны измельчаться и подготавливаться определенным образом.

    – В целом виде? Бывает такая топливоподача?
– Не удивляйтесь: все новое – хорошо забытое старое. На рубеже 80-х и 90-х годов на Кавказе действовал цементный завод, на котором было сожжено в качестве топлива 35 тысяч тонн отработанных шин. Подольский экспериментальный завод имеет линию для подачи шин в качестве топлива, и она была работоспособна еще в начале 2000-х годов.

    – Отчего же не используется эта линия?
– Я могу только предполагать, что на определенном этапе завод не смог получить лицензию на право ведения такой деятельности. В то же время экономический смысл в этом хотя и был, но он не носил принципиального характера, возможно руководство Подольскцемента видело в этом скорее свою экологическую миссию. Часто бывает, что встретившись с бюрократическими препятствиями на этапе лицензирования и получения иных экологических разрешительных документов, предприятия просто отказываются от использования отходов в качестве топлива.


    – Да, сейчас наша природоохранная система мало нацелена на решение практических вопросов…
– Золотой век ресурсосбережения в нашей стране начинался в 80-х годах прошлого века. Крупнейший в мире, и современнейший в мире (на тот момент) завод по переработке отработанных масел был построен в Кременчуге; он так и не заработал, не успел. Да разве он один… Индустрия переработки отходов тогда целенаправленно формировалась по всей нашей стране.
Но в то же время я не хочу, чтобы у читателей создалось мнение, что я выступаю вообще против тех рычагов управления со стороны государства, которые применяются сейчас. Простой пример: сколько бы ни ругали ранее существовавшую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами, как бы ни была она несовершенна, но ее отмена стала гораздо большим злом, даже в плане наступившей в результате этого девальвации рынков отходов. Однако это большая отдельная тема, которую нет смысла подробно затрагивать в рамках этого разговора.

Цементный завод в Коркино, Челябинская область


Вернемся к цементным заводам. Итак, не все заводы могут использовать шины целиком, многие вынуждены их дробить, а для этого нужны крупные, технологичные производственные мощности. В нашей стране в этом плане успешно работает только одно предприятие – ОАО «Мордовцемент», которое достигло значительного процента замещения традиционного топлива альтернативным. Но они смогли сделать это как раз потому, что создали отдельный завод именно по производству альтернативного топлива. Очень важно понять следующее: ни один завод не может существовать «в вакууме». Если это молочный завод, то нужны фермы, нужны поля и пастбища, нужны сельскохозяйственные рабочие, нужна система доставки сырья на завод. И это все понимают. А вот в части отходов те же процессы понимаются в нашей стране зачастую очень примитивно. Есть отход, есть технология – все, больше ничего не нужно. А вот на западе иное понимание: если есть отход и есть система его сбора – значит, можно строить завод. Если нет системы сбора – как бы хороша ни была технология, она останется вещью в себе. Классический пример непонимания этой простой вещи: в Лыткарино был построен прекрасный завод «Спецпластик» для переработки полимерных отходов, замечательное оборудование, моечные линии… Он просуществовал всего год, так и не обеспечил себя сырьем, оборудование просто выбросили, площади отдали под склады…
Завод по переработке масел «ПОМ-ТЭК» в Москве просуществовал всего полтора года, и его постигла та же судьба. А если бы было сырье, завод бы работал! Обратный пример: прежде чем строить аналогичный завод в Германии, компания-инвестор перекупила крупнейшую в стране фирму-сборщика масел, которая обеспечивала годовой сбор 40–50 тыс. т отхода. И только обладая не гипотетическим, а реально собранным сырьем, они приступили к строительству завода.
Вот поэтому я бы очень хотел, чтобы журнал ТБО – интересный, полезный, профессиональный журнал – уделял больше внимания организации системы сбора отходов, именно системы. Это очень важная тема!

    – Мы обязательно постараемся выполнить ваше пожелание! А как Вы считаете, что более всего мешает становлению такой системы в России?
– Удивительно, но у нас не понимают одной простой вещи: чтобы отходы использовались и перерабатывались, нужно обеспечить способы и места, куда они могли бы поступать. Ключевой момент для успеха – это создание стимула для того, чтобы отходы направлялись в нужное русло. Приведу еще пример: как только в Беларуси была введена система ответственности производителя шин, цементная промышленность сразу же отреагировала на это, и сейчас два завода в Беларуси работают с использованием альтернативного топлива в виде шин, и в этой стране проблема утилизации шин практически решена. Похоже, скоро там возникнет дефицит этого отхода.

     – И начнут импортировать его?
– Нет, скорее начнут переделывать технологию под сжигание ТБО. Так работает Литва: сжигают собственные ТБО и импортируют прессованные ТБО из Великобритании. Дело в том. что альтернативное топливо – это выгодно. Посмотрите на диаграмму: это соотношение реальных затрат одного из российских заводов на топливо – природный газ и на альтернативное топливо, в данном случае, утильные шины. Вы видите, что при использовании альтернативного топлива достигается 60 %-я экономия. Правда, здесь не учтена стоимость подготовки топлива, зато учтена его доставка. Хорошо, пусть даже 50 % экономии от стоимости газа – тоже очень неплохо!
Сейчас Россия уверенно идет к этому, сегодня при строительстве новых цементных заводов и реконструкции старых стараются обязательно предусмотреть блоки подготовки и использования альтернативного топлива. Назову завод
ОАО «Холсим» (г. Коломна), заводы группы Лафарж - это Воскресенск, Коркино (Челябинск), а также Калуга, где построен суперсовременный завод, который в настоящее время вводится в эксплуатацию, его блок альтернативного топлива, вероятно, будет введен в строй в течение этого года. Этот завод изначально рассчитан на использование альтернативного топлива (ТБО) в объеме 85 %. Далее, Тула – завод Heidelberg; перечислять можно долго, одним сло-
вом – ни для строительства, ни для реконструкции сейчас даже не рассматриваются заводы, которые не оснащены блоками альтернативного топлива.