Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

19.06.2015
Говоря об опасных отходах, чаще всего подразумевают под этой категорией высокотоксичные промышленные отходы, забывая о том, что огромное количество опасных отходов поступает на объекты размещения отходов в составе вроде бы безобидных коммунальных отходов. Это привычное зло, и многие принимают его как данность, между тем, такая практика приносит огромный вред в самых различных аспектах.
О том, какой вред опасных отходов, отправляемые населением в мусорные корзины, наносят окружающей среде, сказано много: не будем повторять ставший банальным слоган о пальчиковой батарейке, двадцати метрах почвы и ежике. Но не меньший косвенный вред наносится и в плане дальнейшего обращения с самими отходами: ведь такие ТБО, где присутствуют и бытые люминесцентные лампы, и отработанные автомобильные фильтры, и многое другое, практически непригодны ни к какому «массовому» способу утилизации. Логика нашего природоохранного законодательства предусматривает, что сжигаются либо компостируются отходы, из которых опасные компоненты уже извлечены априори – на этом даже внимание никто не акцентирует. Но на практике выстроить систему исключения попадания (или извлечения) опасных отходов из потока ТБО, размещаемого или сжигаемого ещё предстоит. Подчеркнем также тот факт, что на полигоны поступают ТБО не только от жилого сектора. Не будем затрагивать здесь промышленные предприятия, но ведь отходы от всех организаций торговли, образования, медицины, городской инфраструктуры вывозятся точно таким же образом, как и от жилья.
Мы много лет слышим о раздельном сборе, причем слышим самые разные, полярно противоположные мнения, где на одном полюсе «население готово к раздельному сбору, и уже завтра это заработает!», а на другом «раздельный сбор – это утопия, красивый повод для пиар-акций». С нашей же точки зрения выделение опасных фракций из общего объема отходов нужно внедрять не только (а может быть, и не столько) путем пропаганды и акций, сколько путем законодательного регулирования способов и методов сбора отходов. Реализуемость подобного подхода прекрасно подтверждена итогами проведения акций по приему обслужившей свой век электронной техники торговыми сетями: электронная техника не попадает в ТБО, а раздельно собирается в сети дистрибуции этой техники. Подобный подход должен стать нормой не только для электроники, но и для люминесцентных ламп, шин, аккумуляторов. Проблема лишь в том, что в законодательстве нет четкой регламентации того, как именно должны собираться перечисленные отходы.
Зачастую данная правовая неурегулированность приводит к ситуациям, когда торгующие или сервисные предприятия подвергают наказаниям не за то, что они не принимают отходы от населения, а наоборот, за то, что принимают. Отрадно, то что последнее время этот вопрос попал в поле зрения контролирующих органов. Так, на межведомственном совещании в природоохранной прокуратуре г. Москвы в прошлом месяце в присутствии Росприроднадзора, Мосгордумы, профильных Департаментов Правительства Москвы, Московской Торгово-Промышленной палаты и ряда других общественных организаций поднимался именно этот вопрос.
Если мы обратимся к действующим нормативным правовым документам, в первую очередь к обновленному закону № 89-ФЗ, то мы увидим, что согласно ст. 1 «накопление отходов – временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования».
Какие же это требования и где они отражены? Оказывается, документов, хоть как-то регламентирующих этот вопрос, очень немного.
Это МДК 7-01.2003 «Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территории населенных пунктов Российской Федерации», которые предполагают наличие «в генеральной схеме очистки рекомендаций по раздельному сбору ценных компонентов ТБО (пищевые отходы, стеклотара, черный и цветной металлолом, бумага, текстиль), учитывая необходимость рационального использования ресурсов и сокращения объема обезвреживания ТБО». Предусматривается также наличие в городах «центральных баз по сбору утильсырья».
Далее, это Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". В п. 3.2. этого документа говорится, что «Временное складирование отходов производства и потребления допускается:…на приемных пунктах сбора вторичного сырья…», а в п. 3.7. – что «При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
 - временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
 - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
 - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
 - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
 - поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Далее, это следующие документы:
 • СП 2524-82 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья».
 • Постановление Правительства города Москвы от 12.12.2006 г. № 981-ПП "Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями г. Москвы на занимаемых земельных участках".
 • Постановление Правительства РФ № 681 от 03 сентября 2010 г. «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
Кроме перечисленного, фрагменты, относящиеся к требованиям по оборудованию мест сбора и накопления отходов, разбросаны в различных ведомственных нормативных актах Роспотребнадзора, государственной противопожарной службы, в строительных нормах и правилах.
Но даже и то немногое, что мы имеем, в основном формировалось в далеких 70-х годах прошлого столетия, преимущественно это еще советские требования к местам накопления промышленных отходов. За это время далеко шагнул технический прогресс, изменилась номенклатура отходов, требующих сбора, изменилась организационная и логистическая структура, и только нормативные документы – при таком количестве внесенных за это время в законодательство изменений! – так до сих пор и остались все теми же…
Мы имеем дело с недооцененной, но от этого не менее больной проблемой, а именно: отсутствие единого федерального документа, систематизирующего именно природоохранные требования к местам первичного накопления отходов. Правда, в разное время подобные документы появлялись в региональном законодательстве. Но это никак не отменяет необходимости создания общих требований к местам накопления отходов на федеральном уровне. Однозначно в таких требованиях должны быть установлены:
 • необходимость раздельного сбора отходов в зависимости от их вида, свойств и возможности отнесения к категории вторичных материальных ресурсов в соответствии с направлениями их использования и переработки;
 • исключение возможности превышения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при проливе, рассыпании в процессе складирования и транспортирования (в т. ч. путем применения таких технических средств, как датчики наполнения емкости);
 • герметичность тары и прочность материала, из которого изготовлена тара;
 • нейтральность материала, из которого изготовлена тара, к воздействию отходов и их компонентов, а также климатических факторов;
 • пожарная безопасность;
 • наличие у площадки накопления отходов удобных подъездных путей для осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
В связи в изменениями, внесенными в закон № 89-ФЗ, четкая регламентация требований к местам накопления отходов становится еще более актуальной. Введена ответственность производителя по отдельным группам товаров, формируются приоритетные перечни товаров, для которых предполагается реализация ответственности производителя. Между тем, принцип формирования региональных требований по сбору отдельных групп отходов был реализован в нормативном правовом документе лишь единожды – в упомянутом постановлении Правительства РФ № 681. Также отметим, что на региональном уровне (в г. Москве) ртутьсодержащие отходы остаются единственными, обращение с которыми как с отдельной группой отходов регламентировано должным образом. Так, в распоряжении Правительства Москвы № 949-РП от 19 мая 2010 г. «Об организации работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп» есть такое требование: «…При размещении государственного заказа на выполнение работ по централизованному сбору, транспортировке и переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп, образующихся в жилищном секторе города, включать в техническое задание требование наличия специальных контейнеров для сбора и транспортировки отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и компактных люминесцентных ламп…». Всего одна фраза, но она сразу все ставит на свои места.
Очень хотелось бы надеяться, что по этому пути пойдет процесс и в отношении остальных групп отходов. Взять хотя бы отходы электронного и электрического оборудования. Очевидно, что и здесь успех сбора и дальнейшей утилизации их будет в большой степени определяться уже на старте – то есть, на месте сбора и накопления этих отходов. То же самое касается мест сбора и накопления аккумуляторов и батареек.
Наверное, нечто подобное должно внедряться в отношении просроченных лекарств или бытовой химии, и так далее. Наконец, отработанные автомобильные покрышки. Они занимают некое пограничное положение между коммунальными и промышленными отходами – ведь если спросить членов гаражного кооператива, куда деваются отработанные покрышки, скорее всего, вы услышите, что их оставляют в автосервисе, оказывающем соответствующие услуги.
Но откуда же тогда такое количество покрышек в лесопарковых зонах, у дорог, на пустырях? Откуда масляные фильтры и промасленная ветошь в контейнерах для ТБО? Очевидно, что и в этом случае также должны создаваться места накопления этих опасных отходов.
В то же время хотелось бы предостеречь от такой тенденции, как формирование требований к местам накопления отходов именно для каждого вида отходов (то есть, вариант прямого следования «Приоритетным перечням товаров…»). Очевидно, что эти требования должны создаваться применительно именно к однородным отходам и видов отходов (фото 4). К сожалению, в действующих нормативных документах при достаточном количестве классификационных признаков отсутствует признак единства технологии утилизации отходов. А ведь именно в соответствии с этим признаком и должно происходить первичное накопление отходов. Например, нет смысла требовать нескольких контейнеров для различных групп отходов, которые имеют единую технологию термического уничтожения. Но отсутствие подобной нормы в определении групп однородных отходов открывает определенную широту неправильного толкования закона и неправильного применения норм по раздельному сбору отходов. В то же время, это будет мешать природопользователям правильно организовывать места первичного накопления отходов.
Далее, коснемся вопроса об ответственности за неправильное оборудование мест первичного накопления отходов. Такая ответственность обязательно должна существовать. Положительная практика в этом направлении была сформирована в Москве, где ст. 4.42 Административного Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях определяет такую ответственность, хотя в настоящий момент существует разрыв между требованиями упомянутого кодекса и федерального законодательства, и мы приводим это скорее как прецедент решения вопроса на региональном уровне.
Московская Торгово-промышленная палата со своей стороны прилагает все усилия к тому, чтобы изменения, касающиеся требований к местам накопления опасных отходов, были внесены как в закон № 68 «Об отходах производства и потребления в г. Москве», так и в федеральный закон № 89-ФЗ, чтобы появилось на региональном, а лучше на федеральном уровне постановление о порядке первичного накопления отходов. Мы хорошо понимаем, что без этого движение по реализации ответственности производителя по группам отходов и выполнение многих иных положений обновленного закона № 89-ФЗ является затруднительным.