Рабочий кабинет клиента

Оборудование мест накопления опасных отходов (журнал "ТБО", май 2015 года)

"Как установить норматив утилизации" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №8, август 2014 года

"Региональный опыт: Тамбовская область" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №7, июль 2014 года

"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года

"Проблема утилизации" (Газета "Промышленный еженедельник", №9 от 10 марта 2014 года

"Экологический менеджмент" ("Детальный подход", май 2011 года)

"Опасные отходы. Что делать?" ("CLEANING", №4 2010 год)

"Масляные фильтры - катастрофа отменяется" ("Автомобиль и Сервис", октябрь 2008 года)

"Экологическое законодательство и авторемонтное предприятие" ("КУЗОВ", сентябрь 2008 года)

"Законодательство об отработанном масле" ("Новости авторемонта", ноябрь 2007 года)

"Стандарт есть стандарт" ("Новости авторемонта", сентябрь 2007 года)

"Экология в вопросах и ответах" ("Правильный автосервис", октябрь 2006 года)

"Экологическое обслуживание" ("Новости авторемонта", август 2006 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

"Сбор отходов - продолжение цикла производства" ("Правильный автосервис", июнь 2006 года)

"Старье берем" ("За рулем", октябрь 2003 года)

Как повысить квалификацию экологов? (статься на сайте Career.ru, 6 марта 2018 года)

"Куда девать фильтры?" ("Правильный автосервис", июль 2006 года)

ФЕДОР БОРИСОВ

Вопросы утилизации все настойчивее затрагивают все стороны  производства и потребления.  Их можно до поры до времени не замечать, можно закрывать глаза на проблемы – но рано или поздно  они все равно напомнят о себе и потребуют решения.  Так не лучше ли сделать это пораньше? Так ведь точно  будет дешевле!

Именно такого рода  проблема подкралась с той стороны, откуда ее долго никто не хотел замечать  – со стороны  покрасочной деятельности автосервисов.
– А в чем, собственно, проблема? – скажет непосвященный  в ее тонкости  начинающий сервисмен, – ну, какие тут могут быть отходы?
Увы, все не так просто.
Пока красили под пленкой, отгоняя ос, не было иных отходов, кроме обтирочной ветоши и баночек из-под краски. Но времена всеобщей простоты прошли. С приходом современных ремонтных технологий неизбежными стали окрасочно-сушильные  камеры: новые автомобили потребовали нового качества работ. Понятно, соответственно росту объемов  использованных материалов выросли и объемы отходов.
Какие же это отходы?
В первую очередь, прежние бумага и обтирочная ветошь – все то, что используется. Наконец, «новый» мусор – пленки и скотчи, применяемые при обклейке автомобиля и подготовке поверхности к покраске. На любом ремонтном участке. Плюс емкости от краски, грунтов, шпатлевок, разбавителей и растворителей, пластиковые и металлические. С этими материалами все довольно просто. Все, что может быть расценено как бытовой мусор, собирается в отдельные контейнеры, которые вывозятся на мусоросжигательные заводы и, как говорят специалисты, «подвергаются термической обработке», что в переводе на общечеловеческий язык обозначает «сжигаются». Или, как жесть банок, в идеале пускать на вторичную переработку.
Можно отметить ряд потенциальных проблем со всевозможными полиэтиленовыми пленками, теми самыми, которые применяются для защиты частей автомобиля, не подлежащих окраске.  Если пленки попадают в бытовой мусор, то они чаще всего оказывается на загородных полигонах, проще говоря – на свалках.  Там пленку по идее принимать не должны, запрещено, потому что она не разлагается и остается в земле вечным укором нам и напоминанием о нас будущим археологам. Но что такое запрещено? Это значит, по мнению многих, что надо дать денег. Или готовый пакет с мусором «подбросить» в контейнер у дома. Пусть мучаются городские службы.
Но и совсем по-честному, перспективы у этого материала в смысле переработки самые туманные. Объемы малы, накапливать неинтересно, придумывать новые технологии переработки нерентабельно. Остается присоединять пленки к ветоши и бумаге и  вывозить на мусоросжигательные заводы. Самый простой и пока единственно разумный путь.
Еще одна категория отходов – всякие растворители, разбавители и смывки. Сюда же примыкают антифризы и тормозные жидкости.
Еще года два назад, по данным экологов,  эти компоненты на станциях техобслуживания просто сливали в  отработанное масло  (это составляло примерно 3…5% от объема последнего) и сдавали вместе с маслом на переработку. Но  буквально  с прошлого года объемная составляющая  растворителей существенно выросла и стала  заметно ухудшать переработку масла. Органы природопользования  ужесточили свою политику и стали требовать, чтобы растворители собирались  и сдавались отдельно.  Надо думать, с ними были солидарны предприятия, принимающие на переработку масла. Ведь кубометр «отработки» стоит до 1500 рублей. А платить за то, что обработке почти не подлежит, – кому интересно?
Ситуация пока в тупике. Технологий переработки этих компонентов нет. Да и объемы их слишком малы, чтобы под них такие технологии разрабатывать. А сжигать – расточительно  и в принципе неправильно. Тем не менее пока   официально существует  только один способ утилизации технических жидкостей – сжигание. Впрочем, мы говорим о российской практике. В Европе есть сильные наработки, которые появятся и у нас. 
Самым же массовым отходом от деятельности  сервисов по окраске автомобилей остаются   так называемые фильтрующие загрузки окрасочных камер – сухие осадки лакокрасочных материалов и их пыли, а также сами фильтрующие элементы.
Собирать их и утилизировать – дело, с одной стороны, крайне необходимое, с другой – очень трудоемкое и неприятное. Не заниматься им нельзя – утонешь в отходах. Заниматься же и не выгодно, и хлопотно. А приходится. Отходы с трудом, но собирают. С трудом, но упаковывают. И вывозят за город, на полигоны. А там повторяется история, описанная нами чуть выше. Принять этот вид отходов полигон не имеет права. Обычно они «оседают» в контейнерах городских служб или создают «дикие» свалки вдоль дорог, в лесополосе.
Иногда компании, поставляющие окрасочно-сушильные камеры и монтирующие их на станциях техобслуживания, в качестве бонусного предложения берут на себя утилизацию этих самых объемных и проблемных отходов.  Примерно раз в квартал они приезжают на сервис, собирают и увозят все, что накопилось. Это удобно сервису – одной головной болью меньше.
Но остается вопросом, куда собранные отходы увозятся. В конечном-то счете нам не безразлично,  выбрасываются они на лесной поляне или действительно утилизируются. А способ утилизации и для этой категории остается тем же – сжигание.  Кстати, и в Германии, которая в области использования вторичных ресурсов чуть ли не впереди планеты всей, такие отходы тоже сжигают в цементных печах.
Не безразлично – это не пустые слова. Уже в конце года московские станции ощутят на себе действие нового городского природоохранного законодательства. Придется не только утилизировать очень и очень многое, но и по требованию проверяющих предоставить документы об утилизации.
 Московское предприятие «Комбинат экологического обслуживания» предлагает свой вариант решения проблемы.
Здесь разработаны и изготовлены специальные  бумажные «кубовые» мешки в размер фильтрующих элементов  окрасочно-сушильных камер и каркасы для хранения таких мешков. Если  сервис заключает договор с экологическим предприятием, последнее устанавливает каркасы на предприятии и загружает их мешками. Когда наступает пора замены фильтра, отработавший элемент достаточно удобно и без лишней пыли загружается в мешок и упаковывается, а машина комбината приезжает, забирает  его и увозит на  мусоросжигающее предприятие. Сервис получает официальный документ об утилизации – единственное свидетельство законности  этого процесса.
Надо отметить, что компании, поставляющие на рынок окрасочно-сушильные камеры, ощущают на себе постоянное и растущее давление со стороны автосервисов по поводу необходимости легальной утилизации отходов. Есть основания полагать, что это давление приведет  к тому, что и в сфере окраски будет принята та же схема, которая действует в области замены масла. То есть каждый станет заниматься только своим делом:  поставщик   привезет оборудование,  бригада  специалистов установит его и в нужный срок заменит фильтрующую  загрузку, а экологическое предприятие вывезет эти отходы   на   переработку. Автосервису же останется, не отвлекаясь, заниматься присущим ему делом: возвращать к жизни автомобили.

P.S

А вот говорить о цене вопроса пока рано. И по объемам, и по периодичности обслуживания пока достаточных для обработки и «тарификации» данных нет. Так что – дождемся осени, «посчитаем цыплят».

Журнал "Правильный автосервис", июль 2006 года.

Оригинал статьи на официальном сайте журнала.

Вернуться в пресс-центр                                                                  Вернуться к выбору статьи