Главная | |
Интернет-магазин | |
Файловый архив | |
Филиалы | |
Форум |
|
"Об отходах, цементе и не только" (Журнал "Твердые бытовые отходы", №6, июнь 2014 года09.06.2014Нередко звучат идеи, что нужно создавать крупные комплексы по совместной переработке различного вида отходов с получением товарной продукции и энергии, но звучат при этом как некая прекрасная утопия… А между тем такие комплексы давно уже существуют, и это ни что иное, как современные цементные заводы. О проблемах отрасли обращения с отходами и использовании отходов в цементной промышленности, рассказывает генеральный директор ЗАО «КОМБИНАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» В.М. Аленцин. – Владимир Михайлович, сейчас появляется всё больше публикаций об использовании отходов при производстве цемента в европейских странах. Расскажите о своем отношении к подобному подходу утилизации отходов нашим читателям! – Прежде всего хотелось бы сообщить читателям, что сферой приложения моих профессиональных компетенций является отрасль сбора и переработки промышленных отходов, я не являюсь представителем цементной отрасли, лоббистом их интересов, а лишь делюсь той информацией, которая накоплена за последние 10 лет плотной работы с направлением использования альтернативного топлива ряда цементных заводов, взаимодействия с профессионалами на выставках и конференциях. В Европе, да и во всем мире сейчас путь и многих промышленных, и, конечно же, твердых бытовых отходов чаще всего лежит на цементные заводы. Цементных заводов, не использующих альтернативное топливо, становится все меньше и меньше. Лучшие же примеры показывают замещение отходами до 85 % топлива, и это замечательно. – Почему? – Прежде всего потому, что это экологично. Сравните: на мусоросжигательных заводах довести температуру сжигания отходов до 1800–2000 оС – это голубая мечта, это позволяет обеспечить разложение наиболее вредных выбросов, прежде всего диоксинов. В то же время на цементном заводе температура рабочей зоны находится как раз на уровне 1500–2000 оС, при этом продукты разложения находятся в этой зоне длительное время, то есть, мы имеем уникальный утилизатор. Исследования, которые проводились в этой области, показывают, что разложение вещества происходит практически до атомарного уровня, а затем осуществляется последующая рекомбинация его в компоненты того же цемента. Для быстрого охлаждения и, соответственно, правильной рекомбинации, существуют специальные условия, имеется зона охлаждения, так называемый холодильник, и это само по себе многократно снижает вероятность образования диоксинов. Кроме того, любой современный цементный завод обеспечен хорошими средствами очистки выбросов, и проводимый онлайн-мониторинг показывает отсутствие превышений содержания вредных веществ в выбросах. – А что это за средства очистки? – По той информацией, с которой мне приходилось сталкиваться, помимо рукавных фильтров, электрофильтров и иных фильтров, осаждающих твердую фракцию, для улавливания газообразных примесей применяется оборудование, сходное с тем, которое используется в этих целях на мусоросжигательных заводах. Таким образом, в результате сжигания отходов не наносится вреда атмосфере и получается продукция, которая находит широкое применение. – Но ведь такие средства очистки очень дороги? – Да, они составляют не пять и не десять процентов от стоимости всего завода. Но это нормально, насколько мне известно, эти затраты окупаются. – Тогда что является препятствием на пути отходов в цементную промышленность? – Для эффективного функционирования цементного завода нужны стабильные поставки отходов для использования. Я произнес: отходов, но на самом деле это не совсем так. Если какой-то завод говорит о том, что использует в качестве альтернативного топлива отходы, то это скорее декларация, нежели констатация факта. Стоимость 1ГДж энергии, полученного на цементном заводе при использовании различных видов топлива – А так, что отход и сырье – это два разных понятия. Не каждый отход – сырье, и не каждое сырье – отход, верно? Чтобы быть использованными в качестве топлива, ТБО прежде должны поступить на специальное производство и там пройти определенную обработку: удаляется инертная фаза, металлы, а горючая фракция дробится, гранулируется – короче говоря, из ТБО вырабатывается некий продукт, а именно – альтернативное топливо. ТБО – это сырье для производства альтернативного топлива. Кстати, не обязательно ТБО. Например, Щуровский цементный завод (ОАО «Холсим (Рус)») успешно работал с нефтешламами. Но, каков бы ни был отход, он должен быть собран и доставлен на место, должны быть определены его химический состав и иные свойства, должна быть удалена вода, должны осуществиться все иные стадии подготовки альтернативного топлива. Отходы разного состава, разной калорийности, разного содержания воды и механических примесей гомогенизируются, из них удаляется те компоненты, которые не нужны в качестве топлива, и тогда уже полученный продукт подается в технологический процесс. То есть, я хочу подчеркнуть, что необходим и существует некий передел, процесс перехода отхода в сырье, и этот процесс нетривиален. Более того: существуют три разных способа получения цемента – мокрый способ, полусухой и сухой способ (сейчас все стараются перейти на более совершенный сухой способ). Сейчас я упоминаю об этом потому, что и подготовка альтернативного топлива из отходов для каждого из этих способов может отличаться. Возьмем такой отход, как шины: для сухого способа они могут применяться в целом виде, а для мокрого и полусухого способа они должны измельчаться и подготавливаться определенным образом. – В целом виде? Бывает такая топливоподача? – Не удивляйтесь: все новое – хорошо забытое старое. На рубеже 80-х и 90-х годов на Кавказе действовал цементный завод, на котором было сожжено в качестве топлива 35 тысяч тонн отработанных шин. Подольский экспериментальный завод имеет линию для подачи шин в качестве топлива, и она была работоспособна еще в начале 2000-х годов. – Отчего же не используется эта линия? – Я могу только предполагать, что на определенном этапе завод не смог получить лицензию на право ведения такой деятельности. В то же время экономический смысл в этом хотя и был, но он не носил принципиального характера, возможно руководство Подольскцемента видело в этом скорее свою экологическую миссию. Часто бывает, что встретившись с бюрократическими препятствиями на этапе лицензирования и получения иных экологических разрешительных документов, предприятия просто отказываются от использования отходов в качестве топлива. – Да, сейчас наша природоохранная система мало нацелена на решение практических вопросов… – Золотой век ресурсосбережения в нашей стране начинался в 80-х годах прошлого века. Крупнейший в мире, и современнейший в мире (на тот момент) завод по переработке отработанных масел был построен в Кременчуге; он так и не заработал, не успел. Да разве он один… Индустрия переработки отходов тогда целенаправленно формировалась по всей нашей стране. Но в то же время я не хочу, чтобы у читателей создалось мнение, что я выступаю вообще против тех рычагов управления со стороны государства, которые применяются сейчас. Простой пример: сколько бы ни ругали ранее существовавшую систему лицензирования деятельности в области обращения с отходами, как бы ни была она несовершенна, но ее отмена стала гораздо большим злом, даже в плане наступившей в результате этого девальвации рынков отходов. Однако это большая отдельная тема, которую нет смысла подробно затрагивать в рамках этого разговора. Цементный завод в Коркино, Челябинская область Завод по переработке масел «ПОМ-ТЭК» в Москве просуществовал всего полтора года, и его постигла та же судьба. А если бы было сырье, завод бы работал! Обратный пример: прежде чем строить аналогичный завод в Германии, компания-инвестор перекупила крупнейшую в стране фирму-сборщика масел, которая обеспечивала годовой сбор 40–50 тыс. т отхода. И только обладая не гипотетическим, а реально собранным сырьем, они приступили к строительству завода. Вот поэтому я бы очень хотел, чтобы журнал ТБО – интересный, полезный, профессиональный журнал – уделял больше внимания организации системы сбора отходов, именно системы. Это очень важная тема! – Мы обязательно постараемся выполнить ваше пожелание! А как Вы считаете, что более всего мешает становлению такой системы в России? – Удивительно, но у нас не понимают одной простой вещи: чтобы отходы использовались и перерабатывались, нужно обеспечить способы и места, куда они могли бы поступать. Ключевой момент для успеха – это создание стимула для того, чтобы отходы направлялись в нужное русло. Приведу еще пример: как только в Беларуси была введена система ответственности производителя шин, цементная промышленность сразу же отреагировала на это, и сейчас два завода в Беларуси работают с использованием альтернативного топлива в виде шин, и в этой стране проблема утилизации шин практически решена. Похоже, скоро там возникнет дефицит этого отхода. – И начнут импортировать его? – Нет, скорее начнут переделывать технологию под сжигание ТБО. Так работает Литва: сжигают собственные ТБО и импортируют прессованные ТБО из Великобритании. Дело в том. что альтернативное топливо – это выгодно. Посмотрите на диаграмму: это соотношение реальных затрат одного из российских заводов на топливо – природный газ и на альтернативное топливо, в данном случае, утильные шины. Вы видите, что при использовании альтернативного топлива достигается 60 %-я экономия. Правда, здесь не учтена стоимость подготовки топлива, зато учтена его доставка. Хорошо, пусть даже 50 % экономии от стоимости газа – тоже очень неплохо! Сейчас Россия уверенно идет к этому, сегодня при строительстве новых цементных заводов и реконструкции старых стараются обязательно предусмотреть блоки подготовки и использования альтернативного топлива. Назову завод ОАО «Холсим» (г. Коломна), заводы группы Лафарж - это Воскресенск, Коркино (Челябинск), а также Калуга, где построен суперсовременный завод, который в настоящее время вводится в эксплуатацию, его блок альтернативного топлива, вероятно, будет введен в строй в течение этого года. Этот завод изначально рассчитан на использование альтернативного топлива (ТБО) в объеме 85 %. Далее, Тула – завод Heidelberg; перечислять можно долго, одним сло- вом – ни для строительства, ни для реконструкции сейчас даже не рассматриваются заводы, которые не оснащены блоками альтернативного топлива. Калужский цементный завод – А какие еще виды отходов могут служить источником альтернативного топлива? – Очень многие. Нефтешламы, отработанные масла, растворители, древесные отходы, включая утильные шпалы, уже упомянутые утильные шины и ТБО, словом, все, что может гореть, включая осадки очистных сооружений. – Но как юридически осуществляется перевод отходов в категорию сырья, и, тем более, топлива? – Хороший вопрос. Это действительно большая проблема. Есть прецеденты, когда цементные компании, не встретив понимания в этом вопросе, отказываются от использования альтернативного топлива – ведь, в конце концов, они зарабатывают деньги на цементе, а не на переработке отходов. Вопрос нормативного перехода отхода к сырью не решен ни с точки зрения природоохранного, ни с точки зрения налогового законодательства, и это вопрос, требующий срочного решения. Однако, это большая отдельная тема, которую мы не охватим в рамках сегодняшнего разговора. – Ну что ж, пусть он останется темой для будущих интервью! От лица наших читателей спасибо вам большое за содержательный рассказ! Июньский выпуск журнала "Твердые бытовые отходы" - содержание и аннотации статей. Вернуться к выбору статьи Вернуться в пресс-центр |
|||