Рабочий кабинет клиента

Москва - территория бизнеса (радио Эхо Москвы, эфир 15 августа 2013 года)

Москва. Территория бизнеса. (совместно с Департаментом науки, промышленной политики и предприн. г.Москвы).
Гости:
Владимир Аленцин. Генеральный директор "Комбината экологического обслуживания", заместитель председателя Комитета по проблемам экологии и природопользования Московской Торгово-промышленной палаты
Алексей Ермолаев
: Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
Ведущие:
Яна Розова
. Журналист "Эха Москвы"
Я.РОЗОВА – Меня зовут Яна Розова, здравствуйте! На "Эхе" продолжается цикл передач, посвященный поддержке малого и среднего предпринимательства. Сегодня мой гость Владимир Аленцин – генеральный директор «Комбината экологического обслуживания», заместитель председателя Комитета по проблемам экологии и природопользования Московской Торгово-промышленной палаты.
 В.АЛЕНЦИН – Здравствуйте!

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ:
Владимир Аленцин
, 46 лет. Окончил военно-инженерный институт имени Можайского по специальности инженер-механик. Позже защитил кандидатскую диссертацию по теме: Физико-химическая теория в прочности материалов. Три года работал на космодроме Плесецк, затем перешел на службу в научно-исследовательский институт в министерство обороны, где занимал должность заместителя начальника управления новыми технологиями. Компанию «Комбинат экологического обслуживания» создал 12 лет назад. Сегодня ее базовые филиалы расположены в республике Мордовия, Тамбовской и Липецкой областях.

Я.РОЗОВА – И первый вопрос, который бы мне хотелось задать, связан с тем, что вы коренным образом изменили сферу своей деятельности в определенный момент и выбрали экологию. Почему?
В.АЛЕНЦИН – Это была идея моего сослуживца, который пришел и сказал: «Я сегодня поменял масло в машине и не знаю, куда его девать. Давай посмотрим, что с этим можно сделать». Мы подумали и наш опыт работы с разными научно-исследовательскими организациями, предприятиями позволил нам системно проанализировать ситуацию и понять, что в Российской Федерации этот вопрос совершенно не решался. От идеи заняться этим прошел период осознания, был период, когда я пытался сотрудничать стой командой, которая строила завод в Москве. Но, поняв неоптимальность их подхода, уже через полгода принял решение создать собственную компанию, потому что мне представлялось неправильным заниматься решением вопроса переработки масел, переработки шин, переработки аккумуляторов, потому что рынок требовал сервиса по сбору. Предприятия, у которых это образуется – им не так интересно, как высокотехнологично это перерабатывается, а им важно корректно, в соответствии с законом избавиться от этих отходов, и соответствующим образом правильно отчитаться перед природоохранными органами. И, поэтому идея и, именно, комбината экологического обслуживания была в том, чтобы предложить предприятиям полный спектр услуг по всей номенклатуре отходов, которые у них образуются, и уже собрав эти отходы, решать вопрос по видам отходов и их переработке.
Я.РОЗОВА – Правильно ли я понимаю, что основная задача вашей компании, это свести те предприятия, у которых есть отходы, от которых нужно избавляться, с теми перерабатывающими предприятиями, которые уже этим занимаются напрямую?
В.АЛЕНЦИН – Это такой же транзит, как транзит всего остального. Нефть находится под землей, и все посредники, которые между землей и автобензоколонкой - тоже такие же посредники. Кто-то должен добыть, кто-то транспортировать, кто-то переработать, кто-то продать. Мы, по сути, тоже дистрибуторы услуг, но на определенном этапе мы поняли, что мы не все задачи можем, таким образом, решить, поэтому на сегодняшний день у нас появилась переработка ряда отходов, таких, как антифризы автомобильные и неавтомобильные, гликольсодержащие жидкости. Начали перерабатывать электронный лом, потому что понимали, что он, как снежный ком образуется. Количество техники, выходящей из строя, растет изо дня в день. И ряд других позиций, которые мы стали перерабатывать самостоятельно. Свои производственные мощности.
Я.РОЗОВА – А, переработав, что происходит с материалами?
В.АЛЕНЦИН – Наша задача сделать из него вторичное сырье, которое может использоваться для дальнейшей переработки. Электроника – она имеет много компонентов. Задача их разделить: делить сырье, содержащее драгметаллы, цветные металлы, черные металлы. Тем более, что сырьевые материалы дорожают из года в год, и этого достаточно, чтобы содержать это производство. Первые попытки начались в 2003 году.
Я.РОЗОВА – Скажите, а что-то изменилось в общении с чиновниками или с людьми, которые занимаются оформлением, созданием компаний, производства? Проще стало или появились какие-то новые сложности?
В.АЛЕНЦИН – Последнее время – что приятно отметить – уровень образования и квалификация людей, работающих на чиновничьих должностях, стал заметно расти последние три-четыре года. Потому что было время, когда мы разговаривали с ними на разных языках в силу того, что там шли, если не двоечники, то только троечники шли, по крайней мере, на низовые должности чиновничьи. Сейчас ситуация поменялась и это, скорее, отрадно.
Я.РОЗОВА – Меньше времени требуется, чтобы донести мысль?
В.АЛЕНЦИН – По крайней мере, люди ее в состоянии понять.

О БИЗНЕСЕ.
Я.РОЗОВА – Как вы себя рекламировали? Как вы объясняли тем людям, которые потенциально могли стать вашими партнерами, что вы лучшие, и вам можно доверять?
В.АЛЕНЦИН – Когда мы начинали, ситуация была скорее комичная. Мы набирали достаточно много студентов, которые ходили по Москве, посещали автопредприятия и автосервисы, и типовая фраза, которой наших людей встречали, была: «Наконец-то вы появились, слава богу, кому-то есть сдать!» То есть, рекламировать ничего не надо было, надо просто было сказать, что мы есть. Сейчас определенная конкуренция на рынке есть, и конкурировать можно, по моему мнению, скорее, качеством услуг. Ценовая конкуренция вряд ли уместна в этой сфере. Здесь должен быть жесткий государственный контроль, иначе мы погрязнем…
Я.РОЗОВА – Когда первая прибыль появилась?
В.АЛЕНЦИН – Прибыль – она была всегда. Если бизнес убыточен, это не бизнес – это хобби. Вопрос в размере, и вопрос в том, когда это прибыль можно получить в виде дивидендов участникам этого бизнеса. То есть, то, что прибыль есть, и она вкладывается в технику, во все, что ни попадя – она с первого дня вкладывается. А, прибыль, которую можно потрогать руками, она появилась через 2-3 года.
Я.РОЗОВА – То есть, зарплату вы платили своим сотрудникам с первого дня создания комбината.
В.АЛЕНЦИН – Да, и более того, у ряда сотрудников зарплата была заметно выше, чем у меня.
Я.РОЗОВА – А первый капитал начальный, откуда появился?
В.АЛЕНЦИН – У меня было целых двести долларов, у моего партнера было 16 тысяч долларов, и 16 тысяч 200 долларов – это те деньги, с которых мы стартовали. Это были деньги, на которые мы купили, по сути, первую машину стол и письменный набор.
Я.РОЗОВА – А, офис, где был – в квартире?
В.АЛЕНЦИН – Нет, офис был в подсобном помещении магазина продуктового. Но мы там находились буквально два месяца и после этого мы перебрались в центр Москвы, нам просто повезло, мы познакомились - кстати говоря, в департаменте природопользования – с людьми, у них был экологический бизнес, и пустовали помещения. И мы переехали в помещение, которые сейчас занимаем.
Я.РОЗОВА – Но, вы тоже его снимаете, арендуете.
В.АЛЕНЦИН – Мы арендуем у правительства Москвы. И для малых предприятий скидка 50% от тарифа аренды – это хорошая поддержка. Были попытки ее отменить – это сразу же заметно сказывается, но эти попытки все закончились, и, поэтому для малого предприятия это вполне комфортные условия.
Я.РОЗОВА – Если продолжить тему поддержки, потому что вы периодически пользуетесь теми программами, которые город предоставляет малому и среднему бизнесу. Как давно вы узнали об этих программах, и какими воспользовались?
В.АЛЕНЦИН – Был 2008 год. Наш бизнес по сбору и утилизации отходов очень болезненно отреагировал на кризис, и, когда в кризис спрос, как на вторичное сырье, на отходы полностью остановился: и на шины, и на масла и так далее. И, более того, мы в декабре приобрели свою производственную площадку, у нас было около 20 миллионов кредита, и тогда мы стали искать те решения, которые нам помогут помочь преодолеть это. И одним из этих решений была поддержка департамента поддержки малого предпринимательства. Они дали нам поручительство по кредиту. Они дали нам компенсацию процентной ставки, и это нам сильно помогло. Мы прошли кризис, мы реализовали все ресурсы, которые могли. Слава богу, мы практически, никого не уволили в кризис. Ни один платеж мы не задержали, и в последствие мы поняли, что совершенно реально можно работать с государственными, и с московскими, в частности программами. Они достаточно прозрачные, доступные, не сопряжены с какими-то коррупционными рисками.
Я.РОЗОВА – Я знаю, что поручительство вы получали не единожды.
В.АЛЕНЦИН – Да, в последствие мы стали пользоваться этими программами для закупки техники.Так что, как раз на рубеже 6-9-го годов мы почувствовали необходимость замены нашего транспортного парка с отечественного на зарубежный в силу тех требований, которые выдвигало правительство Москвы по выбросам загрязняющих веществ транспорта. Мы полностью меняли транспортный парк и пользовались поручительством Фонда содействия кредитованию малого бизнеса при департаменте промышленной политики. У нас появилась первая в Москве техника по обслуживанию автомоек, которая может работать сначала при минус 15, сейчас мы купили технику, которая до минус 25 может работать. Мы не останавливались ни на день, по сути; после того, как технику закупили, она день и ночь работает круглый год.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ.
Я.РОЗОВА – Учитывая, что компания существует уже давно, за спиной огромный опыт общения с вашими коллегами. Что можно порекомендовать начинающим предпринимателям.
В.АЛЕНЦИН – Самая больше рекомендация, наверное: пользоваться головой и не быть жадным. Все остальное получится.
Я.РОЗОВА – А, что значит, не быть жадным?
В.АЛЕНЦИН – Существуют две ошибки, с которыми я сталкивался, видя своих товарищей по рынку в разных бизнесах. Первая ошибка: когда человек уже завтра хочет иметь денег и много. А вторая ситуация: когда человек на пятом, шестом, седьмом году живет на хлебе и воде, и бизнес не приносит человеку не копейки. Вот, эти две ошибки, наверное, имеет смысл избегать.
Я.РОЗОВА – За что вы уволите сотрудника?
В.АЛЕНЦИН – Уволить могу за тысячи вещей. Чтобы не читать вам весь список, расскажу очень интересную историю. Один из первых наших водителей – замечательный, совершенно, человек – пришел и однажды мне откровенно говорит: «У вас плохо работать». Я говорю: «Как же плохо? У тебя зарплата выше, чем средняя по городу на 10-15%!» - «У вас украсть нечего…»
Я.РОЗОВА – Это был Владимир Аленцин - генеральный директор «Комбината экологического обслуживания

ДЛЯ СПРАВКИ: Фонд содействию кредитования малого бизнесу Москвы был создан 7 лет назад при столичном Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. Его основная задача: Помощь предпринимателям при получении кредита в случае нехватки залога. В конце года капитализация фонда составила 7 миллиардов рублей.

Я.РОЗОВА – О том, какой объем поручительства предоставляется фондом содействия кредитования малого бизнеса Москвы, рассказывает его исполнительный директор Алексей Ермолаев.
А.ЕРМОЛАЕВ – Предприниматели, как правило, без внешнего финансирования обойтись не могут. Самый простой вариант, самый распространенный – это получение банковского кредита. Для того, чтобы получить кредит, необходимо обеспечение. Транспорт, все основные средства, станки, недвижимость и прочее. Как правило, у малых и средних предприятий, у большинства из них – этого всего нет. То есть, есть товар в обороте. Тот товар, который, в принципе, торгуется. Не хватает обеспечения – именно, не хватает. И тогда приходим на помощь мы. То есть, есть определенная дола у предпринимателя того залога или того обеспечения, если правильно говорить, которая покрывает кредит, но не хватает на все. В этом случае, мы предоставляем своем поручительство, в результате чего предприниматель имеет возможность получить кредит, в принципе, потому что без нас бы он этот кредит не получил. И, второе: либо он его получил, но в объеме гораздо меньшем, чем ему требуется. Объем поручительства, который мы предоставляем, это 50% от суммы кредита и процентов за пользования кредитом, но не свыше 30 миллионов. Это в обычном порядке. Есть приоритетные сферы деятельности, которые определило правительство Москвы: производство, это инновации, это здравоохранение, это образование, это сфера услуг – вот, для этих предпринимателей у нас повышенный объем, как в относительной, так и в абсолютной величине поручительства. Допустим, если мы говорим про здравоохранение, то это 60% от суммы кредита и процентов за пользования кредитов, и не выше 50 миллионов. Таким образом, мы за приоритеты поручаемся в большем объеме, соответственно, более легко получить кредит под наше поручительство.

Это была программа «Москва. Территория Бизнеса» Информацию о мерах поддержки малого и среднего бизнеса ищите на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.